Усвоение новых слов и их значений

Страница 2

Напомним, что словарная работа планируется так, чтобы в словарь учащихся на одном уроке вводилось не более 3–5 новых слов и еще с несколькими словами проводилась бы работа по уточнению значений, выяснению их оттенков. Словарная работа это хорошо организованная, педагогическая работа, это этап урока, на который отводится определенный отрезок времени.

Очень часто в школах словарная работа упрощена. Многие учителя предлагают детям для списывания в словарик 3–5 слов для заучивания.

Существуют разнообразные варианты проведения словарной работы.

Можно с детьми поиграть в игру. Загадывать загадки, а ответ на них и будет новым словом. Есть вариант другой игры. Можно на доске написать несколько слов, и предложить ученикам составить с ними словосочетание.

Затем объясняются значения новых слов. Дети вспоминают, где они могли слышать эти слова в жизни.

Некоторые новые слова могут стать понятными, если ввести их в предложение. Весь строй фразы наталкивает ученика на понимание слова. Например, слово омет понятно из предложения: Солому сложили в высокий омет; ходики – На стене мерно тикают ходики, время показывают и т.п. Желательно, чтобы такие новые слова включались в предложения самими учащимися – теми, кто эти слова понимает. Прием тем полезен, что приучает детей понимать смысл новых слов в контексте. Это умение пригодится детям при самостоятельном чтении художественной литературы.

Иногда для разъяснения значения слова можно использовать его антоним, если последний детям уже знаком. Так, слово тусклый становится понятным, если ему противопоставить слово яркий;

Самый простой способ – это показ предмета или действия, обозначаемого словом.

Иногда можно ограничиться показом рисунка или иллюстрации. При этом для объяснения имен существительных и прилагательных следует показывать предметные картинки, а для объяснения глаголов – сюжетные, где есть действие.

Прием показа используется для объяснения слов с конкретным значением, и то далеко не всех. Этот прием, который может быть назван предметным, дополняется другими – языковыми и логическими – приемами.

Объясняя значение слова через его словообразовательный анализ, дети приучаются проникать в структуру слова, обнаруживать его корень, другие морфемы, улавливать родство слов. Текст художественного произведения – это наилучшее условие для проведения словообразовательного анализа в соединении с анализом значений слов.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Готовность к школе как объект образовательной политики
Понятие "готовность к школе" и сама ступень перехода из детского сада в школу являются одной из ключевых проблем для всей системы образования. В международном сообществе существует мнение, что успех на выходе в системе образования определяется в значительной степени обеспечением правильно ...

Особенности развития одаренных детей в младшем школьном возрасте
Государственная система работы с одаренными детьми включает несколько уровней. Основой этой системы является детский сад и школа, охватывающие наиболее широкий круг детей. На уровне детского сада необходимым условием является наличие навыков распознавания одаренности своих воспитанников, создание д ...

Современная педагогическая теория и практика
Особое место в истории отечественного образования и педагогики занимает XX в. В советский период (после Октябрьской революции 1917 г. до начала 1990-х гг.) были достигнуты заметные успехи в развитии образования (введение нормы бесплатного общего для всех, качественный и количественный рост среднего ...

Категории