Такой способ объяснения слов позволяет осуществлять связь словарной работы с правописанием, так как выявляет корни слов и способствует проверке безударных гласных, звонких, глухих и непроизносимых согласных.
2) Словообразовательный анализ нередко сопровождается сопоставлением слова с другими словами с целью выяснения различий, для разграничения значений паронимов, например: землянка и земляника (оба слова образовались от слова земля); серебряный и серебристый (сделанный из серебра и похожий цветом на серебро).
3) Как уже говорилось, опора на контекст в любом случае способствует пониманию слова. Но бывают случаи, когда роль контекста особенно велика, и основным средством раскрытия значения слова становится прочтение отрывка с этим словом. Например, слова нелюдим, на отшибе, угрюмый и чурается в рассказе Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмина» вне текста объяснить трудно, и состав слов не вполне поясняет их значение. Однако чтение той части рассказа, где характеризуется старый Матвей, ведущий замкнутый образ жизни, значение слов «высвечивается», третьеклассники легче понимают не только их прямое значение, но и уместность употребления, и сочетаемость, и выразительность.
4) Вариантом предыдущего приема служит самостоятельное включение нового слова в иной контекст, составленный самими детьми. Это прием активизации, о чем будет сказано ниже, но в то же время это прекрасный прием глубокого раскрытия значения слова.
5) Отвечает требованиям самостоятельности выяснения значения нового слова по справочным материалам, т.е. по словарям и по сноскам в книге для чтения. Как уже отмечалось, специального толкового словаря для начального класса пока не создано; однако есть все же справочная литература энциклопедического типа, например книга «Кто такой? Что такое?». В отдельных случаях можно пользоваться толковыми словарями. Сноски – справки имеются во всех учебных книгах, – например, в «Родной речи» для III класса их около 50 и они разнообразны, а во II классе – 25. Очень важно, чтобы сносками пользовались учащиеся самостоятельно.
6) Объяснение значения слова путем показа картинки, макета, чучела или иного наглядного материала, как средство развития познавательной активности учащихся, зависит от степени самостоятельности привлеченных к объяснению школьников: если картинку, объясняющую значение слова ландыш, школьники подобрали сами, либо использовали гербарий, или, наконец, нарисовали, то их познавательная активность в объяснении слова достаточно высока.
В рассказе Г. Скребицкого «Дятел» мы таким способом объяснили два слова: дятел – показом чучела и трухлявый – показом кусочка трухлявой древесины, а если возможно, растущего трухлявого дерева. (I класс)
Глаголы пересвистываются иволги, кукуют кукушки из рассказа И. Соколова-Микитова «Лето лесу» могут быть прослушаны во время экскурсии в парк, в лес или же с помощью звукозаписи (II класс); действия строгать, сверлить могут быть продемонстрированы в школьной мастерской.
Иногда возможен показ рисунка или иллюстрации. Так, для объяснения существительных и прилагательных следует показать предметные картинки, а для объяснения глаголов – сюжетные.
7) Объяснение значения слова путем замены его синонимом – один из наиболее часто применяемых приемов. Он не вызывал бы возражений – тем более что его применение требует значительной активности школьников, – если бы при этом не возникла одна чрезвычайно частая ошибка. Так, анализируя язык сказки В.М. Гаршина «Лягушка – путешественница», дети заменяли яркие, выразительные слова шлепнулась, с сучка в воду, бултыхнулась в грязный пруд и полетела вверх тормашками невыразительными, стилистически нейтральными словами упала, стала падать. Такое «объяснение» слов шлепнулась, бултыхнулась и фразеологизма полетела вверх тормашками не обогащает, а обедняет речь детей, так как уводит их от эмоционально окрашенных слов, имеющих оттенки значения, к словам стилистически нейтральным, лишенным оттенков и окрасок.
Статьи по теме:
Анализ местоположений и размещения географических объектов и явлений
Все явления на Земле, видимые и скрытые, управляемые и стихийные, привязаны к тому или иному месту. Их местоположение обозначается с помощью "точек" (ферма, город, завод), линий (каналы, шоссейные и железные дороги), участков (обрабатываемые земли, городские застройки) все это вместе созд ...
Особенности младших школьников с умственной отсталостью
Младший школьный возраст имеет специфические особенности развития. Лев Семенович Выготский (1896-1934) предложил возрастную периодизацию, основанную на теории культурно-исторического развития психики ребенка и учете трех факторов - условий, источника и движущих сил психического развития ребенка, ди ...
Цель, задачи, методы опытно-поисковой работы
Цель – выявить эффективность педагогических условий формирования интеллектуальных умений учащихся УНПО. Задачи: Определить уровень интеллектуальных умений учащихся; Реализовать педагогические условия формирования интеллектуальных умений и описать полученные результаты. Теоретические исследования и ...