В связи с этим сведение направленности личности просто к потребностям, интересам, мировоззрению, убеждению или идеалам, как это делается в некоторых учебниках по психологии, неправомерно. Только устойчивое доминирование потребности или интереса, выступающих в роли долговременных мотивационных установок, может формировать стержневую линию жизни. В связи с этим подчеркну, что присущих оперативной мотивационной установке свойств, определяющих готовность и конкретные способы поведения и действий человека в данной ситуации, недостаточно, чтобы считать ее одним из видов направленности личности.
Направляет действия и деятельность, и любая цель. Установка должна стать устойчиво доминирующей, а таковыми чаще всего бывают социальные установки, связанные с межличностными и личностно-общественными отношениями, отношением к труду и т.п.
Из сказанного выше следует вывод, что направленность личности в мотивационном процессе притягивает к себе и направляет активность человека, т. е. в какой-то степени облегчает принятие решения о действиях в данной ситуации;
П. М. Якобсон говорит о том, что направленность личности может быть временной, и ссылается на влюбленность, которая на какое-то время подчиняет себе распорядок жизни, определяет доминирующий мотив поведения. То же можно сказать и про другие увлечения человека, которые, как известно, меняются на протяжении жизни. П. М. Якобсон делает вывод, что следует говорить о различных видах направленности, иногда перекрывающих друг друга, иногда же находящихся в разных плоскостях.
Богоявленская Д.Б., изучая творческие способности художников, одним из аспектов интеллектуальной активности выделяет направленность личности. Выводом в результате исследований в данной области стал факт, говорящий, что прослеживается тенденция: для испытуемых эвристического уровня
типична, как правило, альтруистическая направленность (70% эвристов проявили коллективистическую направленность), а для стимульно-продуктивного – личностная (80 % испытуемых этого уровня интеллектуальной активности обнаружили личностную направленность). Автор подчеркивает, что доминирование личностной направленности, сфокусированность на себе, преобладание эгоистических тенденций в личности становится тормозом в познавательной деятельности и творчестве. А мотивы творчества и полезности формируют производительную (развивающую направленность).
Роберт Френкин, изучая мотивационные свойства психики человека, говорит о том, что исследователи давно пришли к выводу, что творчеству способствует определенны и стиль личностной предрасположенности. Многие попытались выявить его. Креативные люди обычно отличаются независимостью, нонконформиостью, пренебрегают условностями и по-своему богемны. Кроме того, у них широкий круг интересов, они более открыты новому опыту, их характеризует значительная поведенческая и когнитивная гибкость, а также большая готовность к риску. Наконец, в одном из исследований было обнаружено, что они еще и более склонны к неврозу. Полученные Цукерманом подтверждения того, что люди, стремящиеся к новым ощущениям, в большей мере креативные, указывают: творчество помогает удовлетворить потребность в разнообразии и изменении. Оценивая близость поиска новизны и креативности, становится ясно, что в их основе лежат одни и те же системы.
Таким образом, педагог учитывая в своей работе направленность ребенка, может содействовать его успеху в творческой, самовыражающей и саморазвивающей деятельности. Важно строить процесс обучения в форме сотрудничества и взаимной ответственности детей за результаты их деятельности. Для этого необходимым условием будет развитие коммуникативных умений, мотивов сотрудничества.
Статьи по теме:
Состояние развития творческой активности младших школьников до формирующего
эксперимента
Изучение уровня сформированности творческой активности детей в процессе обучения проводилось нами во 2 Б классе школы № 4 г. Ангарска. В констатирующем эксперименте участвовало 20 человек. В целях получения объективных данных о реальном уровне сформированности творческой активности младших школьник ...
Деятельность Дьюи в Чикагский период
Десятилетний чикагский период Джона Дьюи (1894 - 1904), представленный в специальной коллекции архива Чикагского университета в письмах (всего 143 наименования), вызывает огромный интерес у исследователей творчества американского реформатора. Чикагская декада сыграла огромную роль в становлении Джо ...
Формирование понятий экономии и бережливости у дошкольников через игровую деятельность
Сегодня перед Республикой Беларусь стоит важная задача – перестроить в сознании современного человека стереотип, что энергоресурсы неисчерпаемы и бесконечны, научить каждого личной ответственности за их экономическую трату. Уже с дошкольного возраста можно помочь ребенку усвоить азы бережного и заб ...