Методика и ход проведения исследования

Страница 1

Для изучения мотивационной сферы старших подростков было проведено исследование, которое проводилось на базе школы № 1 п.г.т. Ижморского в следующих классах.

класс 9"А" - 22 человека;

класс 9"Б" - 24 человека.

Цель исследования: провести анализ мотивационной сферы у учащихся школы.

Задачи:

1. Изучить мотивационную сферу учащихся.

2. Выявить направленность мотивации.

3. Проанализировать особенности мотивации учения в старшем подростковом возрасте.

Таким образом, необходимо провести исследования, в результате которых можно будет узнать:

какой тип мотивации преобладает у школьников;

какой вид мотивов преобладает у школьников;

какой из уровней мотивации больше всего присутствует у учащихся 9 класса.

Как уже говорилось в первой части данной работы, что толчком к деятельности, к учебе могут в равной степени стать и желание достичь успеха, и страх перед неудачей. Были очерчены контуры двух важных типов мотиваций – мотивация успеха и мотивация боязни неудачи. При диагностике этих типов мотиваций оптимальным методом является наблюдение, т.к. у педагога есть возможность следить за поведением и деятельностью ученика в различных жизненных и учебных ситуациях. В арсенале современной психодиагностики множество специальных методик, позволяющих диагностировать рассматриваемые типы мотивации личности.

Для диагностики мотивации личности используется уже проверенная методика: опросник МУН А.А. Реана.

Мотив учения — это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Например, если активность ученика направлена на работу с самим изучаемым объектом (лингвистическим, математическим, биологическим и т. д.), то чаще всего в этих случаях можно говорить о разных видах познавательных мотивов. Если активность ученика направлена в ходе учения на отношения с другими людьми, то речь идет, как правило, о различных социальных мотивах. Нам предстоит выяснить, в ходе анкетирования, что в большей мере мотивирует учеников: сам процесс познания в ходе учения или же отношения с другими людьми в ходе учения.

Соответственно принято различать две большие группы мотивов:

1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;

2) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.

В большинстве случаев у учащихся существует проблема с положительной мотивацией к учебной деятельности. Многие из сегодняшних школьников ходят в школу с неохотой и без желания учиться и получать знания. Следует, однако, проверить это.

Исследование проводилось методом письменного анкетирования, так как этот метод позволяет охватить большое количество школьников. Были составлены вопросы на выявление мотивации учения. Вопросы составлены таким образом, чтобы выявить какой уровней мотивации присутствует у учащегося. В анкете приводится описание пяти уровней мотивации, которые могут быть у учащегося. Каждый из респондентов должен был из пяти возможных ответов выбрать тот, который наиболее полно характеризует его поведение в школе.

Перед этим, в каждом классе данной параллели, учащимся была изложена суть проводимого исследования. Далее желающим была предоставлена возможность задать интересующие их вопросы, выяснить значение непонятных слов и выражений, встречающихся в анкете.

По результатам проведенных исследований можно будет уже судить о том, какой тип, вид и уровень мотивации характерен для детей данного учебного заведения. После обработки полученных данных, скорее всего, будет виден самый "популярный" уровень мотивации. Следует разобраться, почему большинство выбрали именно тот или иной ответ. Также интересно будет узнать отношение данного большинства к тем, кто узнал себя в другом описании из анкеты, которое окажется "непопулярным", то есть в меньшинстве.

В исследовании на параллели девятых классов по выявлению вида мотивов приняло участие 46 человек.

Таблица 1

Результаты опроса

Класс

Мотивация успеха

Мотивация боязни неудачи

9 а

14

63,7%

8

36,4%

9 б

15

64,5%

7

30,1%

Всего

29

66,8%

15

33,2%

Рис. 1

На графике четко видно, что у учащихся 9 классов преобладает мотивация успеха. Личности этого типа активны, ответственны, инициативны. Если встречаются препятствия – ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности и степень ее активности в меньшей степени зависят от внешнего контроля. Отличаются настойчивостью в достижении цели. Склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Характеристика урока физической культуры с детьми младшего школьного возраста
Каждый урок физической культуры должен иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют содержание урока, выбор методов, средств обучения и воспитания, способов организации учащихся. На каждом уроке решается, как правило, комплекс взаимосвязанных зад ...

Запреты-обереги, приметы, связанные с домашними животными
1. Оленя, собаку нельзя мучить, плохо обращаться – это грех. После этого сам будешь мучиться. 2. Оленя бить по голове – большой грех, сам заболеешь. 3. Собаки долго воют – плохая весть, кто-то умрёт. 4. Нельзя собаку снеговыбивалкой отряхивать от снега – будет пурга. 5. Когда во время охоты твоя со ...

Средства и методы физического воспитания детей дошкольного возраста
Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются различные средства: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. Гигиенические факторы являются своеобразным средством физического воспитания. Соблюдение требований личной и общественной гиг ...

Категории