Формирование положительного отношения студентов педагогического ВУЗа к профессии учителя как педагогическая проблема

Теория образования » Образ учителя и его формирование у студентов педагогических учебных заведений » Формирование положительного отношения студентов педагогического ВУЗа к профессии учителя как педагогическая проблема

Страница 2

По мнению автора, «Первое свойство заключается в степени знания учителем преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании, в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами и знанием свойств детской натуры, с которой учителю приходится иметь дело; второе свойство заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте и творчестве». Наряду со «специальными» учительскими свойствами, которые были отнесены к «умственным», П.Ф. Каптерев выделил и необходимые личностные «нравственно – волевые свойства» учителя, к которым были отнесены беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость (особенно к слабым ученикам), добросовестность, стойкость, выдержка, справедливость, подлинная любовь к детям.

Известный исследователь Л.М. Митина выделяет такие интегральные характеристики личности учителя как:

· педагогическая направленность (направленность на ребенка (и других людей); направленность на себя (потребность в самосовершенствовании и самореализации); направленность на содержание учебных предметов);

· педагогическая компетентность (деятельностная; коммуникативная; личностная; конфликтная; компетентность в области здоровья);

· педагогическая гибкость (эмоциональная; интеллектуальная; поведенческая).

Исследователь Н.В. Кузьмина в структуре профессионально – значимых качеств педагога выделяет две группы способностей: проектировочно – гностические (педагогическое целеполагание, педагогическое мышление) и рефлексивно – перцептивные способности (педагогическая рефлексия, педагогический такт, педагогическая направленность).

На наш взгляд, наиболее полно психологический портрет учителя представлен в концепции И.А. Зимней, которая выделяет его следующие структурные компоненты: индивидуальные качества человека (темперамент, задатки); личностные качества (социальная сущности человека); коммуникативные качества; статусно – позиционные особенности (особенности его положения, роли, отношений в коллективе); деятельностные (профессионально – предметные), внешнеповеденческие показатели.

Исходя из вышеописанных концепций отечественных исследователей, нами было организовано экспериментальное исследование представлений учащихся и педагогов образовательных учреждений г. Лесосибирска и с. Комаровка о психолого-педагогическом портрете современного педагога, которое позволит нам в дальнейшем составить рекомендации для студентов, направляющихся на педагогическую практику. Проанализируем полученные эмпирические результаты.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Методическая помощь молодым учителям
Ежегодно университеты, педагогические институты и училища направляют на работу в школы страны тысячи своих выпускников. Выпускники с желанием идут на работу. Однако бывает и так: через некоторое время молодой учитель начинает сомневаться в праильности избранного пути. Почему? Прежде чем выпускник с ...

Глухие испанские художники
Франсиско де Гойя был одним из великих испанских художников. Роберто Прадес также был художником, но его вспоминают больше как первого испанского глухого учителя. Оба были современниками (Гойя жил с 1746 по 1828 гг.; Прадес - с 1772 по 1836 гг.). Их жизнь протекала в один из наиболее критических и ...

Рекомендации по использованию ИКТ в образовательном процессе
Урочная деятельность Уроку с использованием ИКТ свойственно следующее: Ø принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка; Ø управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения; Ø интерактивность и диалоговый характер ...

Категории