По мнению автора, «Первое свойство заключается в степени знания учителем преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании, в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами и знанием свойств детской натуры, с которой учителю приходится иметь дело; второе свойство заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте и творчестве». Наряду со «специальными» учительскими свойствами, которые были отнесены к «умственным», П.Ф. Каптерев выделил и необходимые личностные «нравственно – волевые свойства» учителя, к которым были отнесены беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость (особенно к слабым ученикам), добросовестность, стойкость, выдержка, справедливость, подлинная любовь к детям.
Известный исследователь Л.М. Митина выделяет такие интегральные характеристики личности учителя как:
· педагогическая направленность (направленность на ребенка (и других людей); направленность на себя (потребность в самосовершенствовании и самореализации); направленность на содержание учебных предметов);
· педагогическая компетентность (деятельностная; коммуникативная; личностная; конфликтная; компетентность в области здоровья);
· педагогическая гибкость (эмоциональная; интеллектуальная; поведенческая).
Исследователь Н.В. Кузьмина в структуре профессионально – значимых качеств педагога выделяет две группы способностей: проектировочно – гностические (педагогическое целеполагание, педагогическое мышление) и рефлексивно – перцептивные способности (педагогическая рефлексия, педагогический такт, педагогическая направленность).
На наш взгляд, наиболее полно психологический портрет учителя представлен в концепции И.А. Зимней, которая выделяет его следующие структурные компоненты: индивидуальные качества человека (темперамент, задатки); личностные качества (социальная сущности человека); коммуникативные качества; статусно – позиционные особенности (особенности его положения, роли, отношений в коллективе); деятельностные (профессионально – предметные), внешнеповеденческие показатели.
Исходя из вышеописанных концепций отечественных исследователей, нами было организовано экспериментальное исследование представлений учащихся и педагогов образовательных учреждений г. Лесосибирска и с. Комаровка о психолого-педагогическом портрете современного педагога, которое позволит нам в дальнейшем составить рекомендации для студентов, направляющихся на педагогическую практику. Проанализируем полученные эмпирические результаты.
Статьи по теме:
Значение изобразительной деятельности
в развитии умственно отсталых детей
Среди разнообразных видов деятельности одно из ведущих мест занимает рисование. Особая задача всех видов рисования - коррекция недостатков развития детей с недоразвитием интеллекта. На уроках рисования у учащихся систематически развивается правильное восприятие формы, величины, цвета и положения в ...
Программа экологического воспитания «Маленький принц Земли»
Программа экологического воспитания «Маленький принц Земли», была разработана в 1992 году И.В. Цветковой. Анализ практики реализации программы показал, что она находит свое творческое преломление с учетом местных условий, обеспечивает эффективность процесса экологического воспитания и, в целом, при ...
Анализ состояния проблемы одаренности в психолого – педагогической теории и
практики
Отход от ориентации на «среднего» ученика и повышенный интерес к одаренным детям характерен для всей современной мировой образовательной системы. В развитых странах одаренные дети рассматриваются как основной стратегический потенциал общества и фактор безопасности государства. На рубеже веков пробл ...