Сущность, содержание и понятийный аппарат педагогической герменевтики

Теория образования » Теоретико-методологические основы и практика педагогической герменевтики » Сущность, содержание и понятийный аппарат педагогической герменевтики

Страница 6

Важно подчеркнуть, что общими свойствами процессов выдвижения и разработки научных гипотез и процедуры интерпретации знания является их мобильный, динамичный характер. Версия герменевтической интерпретации (то есть гипотеза понимания педагогического знания, родившаяся в результате его истолкования и интерпретации) так же, как и гипотетическое предположение, реконструируется, совершенствуется, приобретая признаки зрелости, развитости и совершенства, воплощённого в них знания.

В основе выдвижения версий-гипотез герменевтической интерпретации лежит психологический механизм вероятностного прогнозирования, являющийся частью общепсихологических механизмов процесса восприятия, исследованных в общей психологии и психолингвистике. При восприятии реципиент (субъект понимания и интерпретации) проявляет активность, которая заключается в том, что он опирается на свой прошлый жизненный опыт (в том числе и речевой) и на этой основе осуществляет выдвижение версий понимания. Активность реципиента состоит в том, что в процессе восприятия речи (устной или письменной) он не просто пассивно ждёт поступления информации, а сам прогнозирует, выдвигает «встречную» гипотезу о том, что он может услышать или прочитать в тексте. Таким образом, освоение предмета понимания осуществляется в процессе диалога субъекта интерпретации как с автором текста, так и с самим собой.

Дж. Миллером так описан процесс вероятностного прогнозирования: «Слушатель начинает с предположения о сигнале на входе. На основе этого предположения он порождает внутренний сигнал, сравниваемый с воспринимаемым. Первая попытка, возможно, будет ошибочной; если так, то делается поправка и используется в качестве основы для следующих попыток, которые могут быть точнее».

Таким образом возникает «нервная модель обстановки» (П.К. Анохин), которая оказывается под воздействием «модели будущего» (СИ. Бернштейн). В отличие от модели «прошедшего-настоящего» модель будущего имеет вероятностный характер. Как пишет В.П. Белянин, в любой фазе экстраполирования прошлого и настоящего на будущее мозг в состоянии лишь наметить для предстоящего момента своего рода таблицу вероятностей возможных исходов. Выдвигаются наиболее вероятностные гипотезы, которые либо подтверждаются, либо отвергаются в процессе сличения гипотезы и входящего сигнала.

Следует подчеркнуть, что выдвижение гипотезы-версии интерпретации сопровождается актуализацией всего семантического поля, так как именно его составляющие выступают в качестве эталонов в процессе сличения. Процесс герменевтической интерпретации подчиняется не только психологическим, но и общеязыковым законам и закономерностям функционирования языка и речи в процессе понимания устных и письменных высказываний.

В научной литературе представлены различные подходы к классификациям гипотез по разным основаниям: по характеру, по логической структуре (В.И. Загвязинский); сточки зрения развитости и зрелости; по содержанию содержащегося в них предположения (Рабочая книга по прогнозированию). В плане проблем герменевтического понимания особенно актуальным является подразделение научных гипотез на описательные (подразделяемые, в свою очередь на структурные, отражающие характерный набор элементов в изучаемом объекте, и функциональные, то есть содержащие предположение о форме связей между элементами изучаемого объекта), а также объяснительные, то есть представляющие собой предположение о причинно-следственных связях в изучаемом объекте.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Характеристика системы дошкольного образования
В статье 8 Федерального Закона «Об образовании» дается понятие «система образования» как совокупности взаимодействующих подсистем и элементов: - преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; - сети реализующих их образователь ...

Характеристика и учебно-воспитательные задачи темы
Тема: «Подготовка агрегатов для высева семян свеклы». Количество часов на изучение темы – 6 часов. Время изучения: II курс, I семестр. Содержание темы: В целях лучшего усвоения материала и приобретения прочных умений изучение темы целесообразно разбить на следующие задания: «Подготовка тракторов к ...

Выявление актуального уровня сформированности понятия «имя прилагательное» у учащихся третьих классов
Для выявления актуального уровня знаний об имени прилагательном мы решили использовать методику тестирования. На базе лицея № 9 «Лидер» г. Красноярска в феврале 2011 г. у учащихся 3-их классов был проведен констатирующий эксперимент. В соответствии с задачами исследования были выявлены актуальные у ...

Категории