Логические матрицы позволяют получить новые знания с помощью языка рациональным путём из систем обобщений на основе анализа логических фигур типа «целое - часть», «род - вид» и отношений «причины и следствия», «следствия и причины» и т.д.
Следует отметить, что для успешного осуществления операции логического вывода, (по А.Р. Лурии) необходимо наличие трёх условий.
1. Положение, выраженное в большой посылке, должно действительно иметь всеобщий характер и не допускать исключений.
2. Субъект должен испытывать полное доверие к большой посылке и не сопоставлять его с личным опытом.
3. Обе посылки должны замыкаться в единую логическую систему.
Как мы убеждаемся, при интерпретации педагогической реальности и знаний о ней данные условия могут быть выдержаны с большим трудом в силу уникальности педагогических явлений и субъективного характера педагогической деятельности.
Важно подчеркнуть, что понимание педагогической действительности на основе силлогического мышления чревато формализмом и не застраховано от ошибок. Очень часто силлогизмы в педагогике «не работают». Между тем педагогическая наука идёт по пути отвлечённого и обобщённого отражения мира в терминах.
Между тем накопление, систематизация, инвентаризация педагогического опыта, воплощённого в знании и оформленного в языке, закономерно идёт по пути обобщения значений, отвлечённого т обобщённого отражения мира в терминах. Тенденция к обобщению (по А.Р. Лурии, «эмансипация слова от практики»), являясь по большому счёту благом, имеет и негативные последствия: обобщение иногда препятствует пониманию знания, его приложению к условиям конкретной педагогической ситуации.
Таким образом, технологический подход к анализу деятельности, на сегодняшний день более развитый и более проработанный в теоретическом и операциональном планах, способствует достижению понимания на уровне объяснения, усвоению понятий как формы существования предмета в процессе мышления. Обобщённо данный подход имеет следующие характеристики.
• Целью интерпретации как познания и объяснения является выявление объективного значения педагогического знания;
• содержание интерпретации как объяснения основано на формировании познавательной деятельности субъекта интерпретации;
• методологической основой логико-гносеологической интерпретации традиционно является системно-структурный подход;
• преобладающим методом - анализ;
• ведущей моделью объяснения - номологическая модель, отражающая каузальные связи и законы;
• ориентиром интерпретации как объяснения выступает целеполагание;
• содержательная база - система научных педагогических парадигм;
• языковая база - понятийно-терминологический аппарат педагогической науки;
• преобладающий стиль мышления - рациональная логика;
• способ упорядочения знания - парадигмальный;
• вектор познания направлен от субъекта интерпретации - к интерпретируемому знанию;
• в центре познания - повторяющиеся, типичные, общие проявления (законы).
Статьи по теме:
Современные дискуссии о целях и содержании образования
«Цели образования всегда тесно связаны с целями жизни данного общества. Жизнь определяет образование, и обратно – образование воздействует на жизнь. Понять систему образования данного общества – значит понять строй его жизни». С.И.Гессен Особенность современного этапа развития состоит в том, что за ...
Значение природного окружения для умственного развития дошкольников
С 90-х годов прошлого столетия идет интенсивное развитие системы непрерывного экологического образования. Особенно бурно оно развивается в начальном звене — дошкольном воспитании. В этот период появилась новая ветвь дошкольной педагогики — экологическое воспитание, занявшее место традиционной метод ...
Методика развития творческих способностей в процессе занятий музыкальной
деятельности
Во второй главе представлены результаты диагностики уровня творческой активности детей дошкольного возраста. В ходе исследования были уточнены критерии творческой активности при диагностировании на основе средств музыкальной деятельности: наличие опыта и знаний о средствах художественной выразитель ...