В работах Дьюи содержится критика традиционной школы, которая связывается с именем Гербарта, который переосмыслил традиционную классно-урочную систему Я.А.Коменского и создал новую научную систему педагогики. Дьюи считал, что традиционная система обучения пренебрегает ребенком, особенностями его развития и потребностями. Разработанные взрослыми без учета интересов детей школьные программы, учебники, учебные материалы могут вызвать у школьников негативное отношение к учению. Инстинктивное стремление детей к познанию деформируются искусственной системой оценок и экзаменов. В школе доминирует учебник с его абстрактными книжными фактами, которые ребенок должен заучить, не понимая зачастую смысла. Такая школа не может подготовить молодые поколения к жизни в обществе, где требуется от человека активность, уверенность, самостоятельность, широта взглядов, умение решать личные проблемы в соответствии с общим благом. Для проведения сравнительного анализа традиционной системы обучения и педагогической теории Дьюи я изучила следующую литературу и на основе полученных данных выявила основные различия между данными педагогическими теориями.
Таблица "Сравнительный анализ традиционной системы обучения и педагогической теории Дьюи"
Традиционная система обучения |
Педагогическая теория Дьюи | |
Основная цель обучения |
Формирование системы знаний, овладение основами наук, что выражается в наличии стандарта обучения |
Формированию критического (рефлекторного) мышления учащихся; обогащение собственного опыта ребенка и приобщение его к культуре |
Основной акцент |
Информированность личности |
Приобретение жизненного опыта |
Способы получения знаний |
Учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности |
- Опытное познание окружающей действительности, связанное с выполнением действий; - Исследовательский метод; - опора на проблемные ситуации реальной жизни |
Принципы обучения |
Принципы научности, доступности, прочности, последовательности и систематичности. |
Важный принцип образования - ориентированность на нужды каждого отдельного ученика, развитие общих и умственных способностей, разнообразных умений детей |
Программа обучения |
Класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. |
Нет постоянной программы с последовательной системой изучаемых предметов, в течение года расписание меняется в соответствии с усвоенным материалом и интересами ребенка. |
Деление на предметы |
Урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом |
Не должно быть деления курса на предметы, так как оно мешает интеграции учения и образованию личных понятий |
Деятельность педагога |
Учитель руководит работой учащихся на уроке |
Учитель должен создавать условия, которые благоприятствуют выявлению внутреннего мира учащегося, и устранять ситуации, которые мешают или препятствуют развитию |
Воспитание |
Воспитание является делом семьи, в школе предусматривается лишь поверхностное воспитание, основывающееся на дисциплинарных мерах |
Воспитание является неотъемлемой частью образовательного процесса |
Результат обучения |
Осознанные учениками систематизированные знания |
Результатом являются активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, готовность к планированию собственной деятельности, гибкость мышления, настойчивость в достижении результатов, готовность исправлять свои ошибки, осознание процесса познания, умение находить компромиссные решения |
Статьи по теме:
Методика проведения вводного, текущего и заключительного инструктажей
На уроке по изучению приемов и операций вводный инструктаж наиболее целесообразно проводить фронтально. Учащиеся при этом располагаются у рабочего места мастера (стоят или сидят на скамейках) таким образом, чтобы каждому из них было четко видно и слышно, что показывает и поясняет мастер. На рабочем ...
Особенности младших школьников с умственной отсталостью
Младший школьный возраст имеет специфические особенности развития. Лев Семенович Выготский (1896-1934) предложил возрастную периодизацию, основанную на теории культурно-исторического развития психики ребенка и учете трех факторов - условий, источника и движущих сил психического развития ребенка, ди ...
Самооценка младшего школьника
Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка – это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего повед ...