Сущность интеллектуальных умений учащихся

Страница 4

Согласно определению интеллектуальных умений, под формированием умения запоминать будем понимать развитие произвольной образной или словесно-логической памяти, которая должна быть долговременной или оперативной.

Образная память – это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, знаки, вкусы. Для усиленного обучения геометрии (и многим другим наукам) особенно важно развитие у учащихся памяти на представления.

Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них называется не просто логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их возможно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления.

Умение запоминать словесно-логические формы – специфически человеческое умение в отличие от умения запоминать образы, которые в своих простейших вариантах может быть сформировано и у животных. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. Умение запоминать словесно-логические формы принадлежит к ведущим интеллектуальным умениям, необходимым для усвоения знаний учащимися в процессе обучения.

Умение запоминать (в узком смысле, как часть общего учебно-интеллектуального умения запоминать) можно определить как умение закреплять новое знание путем связывания его с приобретенным ранее.

Умение воспроизводить информацию – это умение актуализировать закрепленное ранее знание путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную.

5. Умение обладать интуицией.

«Интуиция (лат. Intuitio – созерцание, видение, пристальное всматривание) – термин, означающий то же самое, что и непосредственное созерцание, знание, полученное в ходе практического и духовного освоения объекта, наглядное представление». Интуиция хотя и отличается от умения мыслить дискурсивно (то есть логически выводить одно понятие из другого), но не противопоставлена ему. Созерцание предмета посредством органов чувств (то, что иногда называют чувственной интуицией) не дает нам ни достоверного, ни всеобщего знания. Такое знание достигается только с помощью рассудка и интеллектуальной интуиции. Под последней Декарт понимает высшую форму познания, когда разуму непосредственно, без помощи рассуждения, доказательства становятся ясной истинность того или иного положения, идеи (например, если две величины равны третьей, то они равны и между собой).

Научное познание не сводится к одному логическому, понятийному мышлению; в науке большую роль играет чувственная и интеллектуальная интуиция. Каким бы путем не было получено то или иное положение, его достоверность доказывается практической проверкой.

6. Умение осуществлять самоконтроль в учении.

Известно, что без текущего и итогового контроля невозможно объективно оценить реальную эффективность учебного труда. Не проверив степени усвоения материала, точности решаемой задачи, грамотности написания сочинения, не выработав привычку всегда проверять свои действия, невозможно гарантировать из правильность.

Между тем, изучение степени развития у учащихся навыка самоконтроля показывает, что именно он формируется, как правило, слабо. Ученики не всегда правильно работают с контрольными вопросами учебника, с ответами в задачниках.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Диагностика актуального состояния и причин возникновения девиантного поведения у подростков
Проанализировав психолого-педагогическую и социально – педагогическую литературу по проблеме исследования, мы организовали практическую деятельность, которая состояла из трёх этапов: 1 этап - первичная диагностика (выявление причин девиантного поведение подростков); 2 этап – формирующий (коррекция ...

Из материалов наблюдений над музыкальным развитием детей
Многие из закономерностей музыкального восприятия, рассматривавшихся в предшествующих очерках, могут быть охарактеризованы еще более полно, если для их анализа прибегнуть к методам генетического направления современной психологии. То, что в восприятии взрослого человека предстает перед исследовател ...

Формы совместной работы образовательного учреждения и семьи
Школа осуществляет ведущую роль в организации семейного и общественного воспитания в микрорайоне. Для успешной координации воспитательного влияния она должна перестроить свою работу, отказаться от прежних, во многом формализованных форм работы с родителями и общественностью, стать на гуманистически ...

Категории