Проблемы обучения и воспитания детей

Страница 4

Сложная структура дефекта может встречаться в самых различных сочетаниях разнообразных психических, неврологических и двигательных нарушений. Знакомство с различными коррекционными подходами и возможность их практического использования в самых разных случаях является предметом моего пристального внимания.

Общая характеристика поведенческой терапии.

В нашей стране длительное время существовал определенный дефицит информации о прикладном бихевиоризме (от англ. слова behaviour» - поведение). В настоящее время ситуация меняется, всё чаще издаются книги, в которых содержится описание методик поведенческой терапии. Как в отечественных, так и в западных публикациях – особенно в популярной литературе – часто используются различные наименования данного направления практической психологии. В связи с этим, прежде всего , хотелось бы перечислить основные названия для того, чтобы в дальнейшем употреблять некоторые из них в качестве синонимов.

Аутентичное название описываемого подхода – прикладной анализ поведения («Applied Behavior Analysis» - «АВА»), который. в свою очередь, является одной из отраслей бихевиоризма, наряду с эксперементальным и концептуальным бихевиориальным анализом. В качестве аналога в американской литературе встречается названия «модификация поведения». Наименования «поведенческая терапия» или «оперантная терапия» используются в европейской литературе.

Черты, характеризующие поведенческую терапию в целом:

Поведенческая терапия, как следует из названия, работает с поведением, а именно, с реакциями организма, производящие наблюдаемые изменения во внешней среде или в самом организме. Следовательно, весь коррекционный процесс описывается в терминах поведения, традиционная психологическая терминология используется в ограниченном объёме. Целью бихевиоральной терапии является формирование некоторого социально приемлемого, желаемого поведения в тех случаях, когда оно отсутствуют или имеются его нарушения.Таким образом, поведенческий подход является социально ориентированным.

Систематическое построение поведенческой терапии служит гарантией продуманности и эффективности коррекционного процесса, а именно построение по модели естественно-научного эксперемента. Как уже отмечалось, поведение является внешне наблюдаемым, поэтому можно фиксировать некоторые произвольно выбранные параметры этого поведения и изменения этих параметров под влиянием внешнего воздействия, а количественный и качественный анализ собранных данных позволяет судить об эффективности работы специалистов и о том, что следует изменить, если необходимо.

Поведенческая терапия построена как процесс обучения. Можно сказать, что поведенческая терапия является директивным направлением директивным направлением в психотерапии. Ролевые позиции клиента и терапевта чётко обозначены и определены: терапевт обучает «правильному» поведению или коррегирует социально нежелательные формы поведения, клиент – тот, кто обучается. В рамках терапии клиент – ведомый, его свобода ограничивается рамками терапевтического процесса.

На начальных этапах работы с детьми по методикам поведенческого подхода фактически неизбежны реакции протеста и проявления негативных эмоций со стороны ребёнка. Родители вместе со специалистом должны решить, насколько этот момент будет травмирующим для ребёнка и для них, насколько он для них приемлем, и нет ли других возможностей сформировать необходимые навыки.

Необходимо сделать следующее замечание. Бихевиоризм принадлежит к тем эмпирическим направлениям в психологии, которые развивающую роль в развитии человека отводят внешним факторам. Следовательно, в поведенческой терапии имеет место подобная завышенная оценка возможностей коррекции поведенческих нарушений извне. Недоучёт внутренних психологических и биологических факторов, влияющих на поведение, является одним из основных недостатков поведенческой психологии. В связи с этим специалистам, которые в той или иной степени пытаются применять методики поведенческой терапии, необходимо это учитывать и проявлять определённую критичность и осторожность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Подготовка дипломной работы
Работая над дипломной работой, студент должен: а) всесторонне изучить определенную юридическую проблему, ее теоретические и практические аспекты; б) проанализировать научную литературу и нормативно-правовой материал по теме; в) собрать и обобщить с учетом темы юридическую практику (судебную, нотари ...

Особенности детей юношеского возраста
Границы юношеского возраста примерно совпадают с обучением детей в 10-11 классах 16-17 лет, но фактическое вступление подростковый возраст может не совпадать с переходом в 10 класс и происходить на год раньше или позже. Успех учебно-воспитательной работы со школьниками зависит от знания и учета их ...

Урок как основная форма организации занятий по физической культуре
Урок является основной формой организации занятий по физической культуре в школе. Отличительные черты урока следующие: постоянный состав учащихся, соответствие учебного материала утвержденной программе и рабочему плану, точное расписание занятий, применение различных методов обучения, руководящая р ...

Категории