Влияние христианской веры на развитие педагогических традиций

Теория образования » Педагогический аспект формирования личности в нравственных идеалах Древней Руси » Влияние христианской веры на развитие педагогических традиций

Страница 4

Более того, опираясь на эти три добрых дела, - покаяние, слезы и милостыня, - автор развивает учение о малом доброделании. Он говорит, что «Господь не требует от нас великих подвигов, потому что многие люди, видя тяжесть подобных трудов, не исполняют вообще ничего. Господу надо лишь наше сердце. А выражением нашего сердечного горения могут быть и малые дела, которые в глазах Божиих не отличаются от таких великих, как монашество, затворничество или голодание, если они творятся с чистым сердцем».

Итак, в своем "Поучении" Владимир Мономах описывает идеал древнерусского христианина, который истово молится Богу в храме, не забывает о молитве и в других обстоятельствах. Он проливает слезы о своих грехах, помогает сироте и вдовице, кормит и одевает нищих, чтит епископов, попов и игумнов, почитает и старых, и молодых, простолюдинов и знатных.

Подводя итоги развития просвещения на протяжении X - XVII вв., можно отметить, что школа развивалась неспешно, что большинство населения медленно осознавало необходимость образования. Школьное учение оставалось очень трудным делом для обучающихся из-за неразработанности общепедагогических и методических основ, отсутствия учебных книг, написанных с учетом детского восприятия, нехватки специально подготовленных учителей. Впрочем, с этими трудностями будет сталкиваться образование вплоть до конца XIX в.

Одним из факторов, влияющих на развитие педагогических традиций Древней Руси, является именно органическое единство педагогики и христианства. Педагогика, понимаемая на Руси как «душевное строение», призвана помочь человеку овладеть христианскими добродетелями, мудростью христианского смирения и любви к Богу. В христианстве, как символе духовных ценностей, заложена идея необходимости постоянного развития и совершенствования общества и человека. Так как обучение населения находилось в руках церкви, ею определялись цели и содержание образования и воспитания. В течение длительного времени христианство останется доминантой культуры. Оно будет определять стиль, манеры, образ мыслей и чувств.

По результатам выполненной работы можно сделать вывод, что вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения. Такого результат можно достигнуть, лишь следуя нравственным заветам прошлых веков, которые отражены в Древнерусской литературе. К таким заветам относятся: трудолюбие, ум, знания, отвага, любовь, верность, преданность и др. Древнерусская литература рисовала нравственный идеал человека на примере жизнеописания святых. Герой житийной литературы в своей жизни во всем следует Христу. Например, в «Повести о Петре и Февронии Муромских» христианская тема прослеживается с самого начала и до конца. Это дает основание для вывода о месте религии в жизни древнерусского человека. Поэтому одними из значимых факторов стало влияние христианства на формирование нравственной личности. Православная мораль покоилась как на канонических основах христианства, так и на древних народных представлениях о морали. Нравственность в сознании русских крестьян связывалась с православием, с твердостью веры. В церковных проповедях постоянно содержались и тем самым передавались нравственные поучения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Направленность личности
Направленность личности Богоявленская Д.Б. определяет как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад. По мнению большинства психологов, направленность личности является сложным мотивационным образованием. Говоря о направленности личности, хочется обратиться к трудам ...

Метафора как основное средство сказкотерапии
В основе сказки всегда лежит метафора. Метафора - это вид символического языка, который в течение многих столетий используется в целях обучения и передачи информации. В современной лингвистико-философской литературе термин "метафора" употребляется в трех значениях: во-первых, метафора - с ...

Методы совместной работы образовательного учреждения и семьи
Методы воспитания детей в семье – это пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Методы воспитания имеют свою специфику: - влияние на ребенка индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособлено к л ...

Категории