Влияние христианской веры на развитие педагогических традиций

Теория образования » Педагогический аспект формирования личности в нравственных идеалах Древней Руси » Влияние христианской веры на развитие педагогических традиций

Страница 5

В поведении православного человека ценились такие проявления морали, как уважительное отношение к старшим, забота о старых, детях, беспомощных людях, милосердие, миролюбие, взаимопомощь, трудолюбие, совестливость и многое другое. Древнее образование на каждом шагу твердило о Боге, грехе, покаянии, добродетелях, церковных службах. Оно хотело воспитывать детей в страхе Божием. Очень большую роль в развитии образования в средневековой Руси играли монастыри. Они фактически представляли собой крупнейшие центры образования того времени. Монастыри, открывая школы, ставили главной задачей этих школ подготовку необходимого им духовенства, однако, они не имели замкнутого характера; в них могли учиться и мальчики других сословий - дети более или менее зажиточных людей.

Основным источником педагогического знания в Древней Руси являлась древнерусская литература. Именно поэтому Древняя Русь отличалась своим глубоким почтением к книге. Но чтобы нам почувствовать духовные богатства древней русской литературы, необходимо взглянуть на нее глазами ее современников, ощутить себя участником той жизни и тех событий. Литература — часть действительности, она занимает в истории народа определенное место и выполняет огромные общественные обязанности. Основной круг произведений - религиозно-назидательные сочинения, жития святых, поучения – был общим для древнерусской литературы. В древнерусской литературе события и вещи, окружающие человека – символы и проявление высшей, духовной, Божественной реальности. Известно, каким любимым чтением было житие в Древней Руси, и мы не можем не признать за ним большого значения в истории нашего нравственного воспитания.

Основное направление воспитания в Древней Руси четко просматривается в одном из источников педагогического знания Древней Руси «Поучении князя Владимира Мономаха детям». Умный государственный деятель Владимир Мономах давал своим детям советы, как жить, призывал их любить родину, защищать ее от врагов, быть деятельными, трудолюбивыми, храбрыми. Богу надо угождать не молитвами, не отшельничеством, не монашеством, не постами, а добрыми делами. Именно стремление делать добро было основой воспитания детей, при всей строгости самого процесса воспитания.

Мы считаем, что древнерусская литература передала русской литературе нового и новейшего времени свою высокую идейность, свой огромный художественный опыт, гибкость и богатство литературного языка, образной системы. Среди идей, выделенных в литературе Древней Руси, актуальными, по нашему мнению, сегодня являются воспитание у детей доброго отношения к окружающим людям, взаимопомощь, любовь и преданность близким, трудолюбие, любовь к Родине, преданность своему Отечеству, отвага и т.п. Именно систематическое нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его гармоничное формирование личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Статьи по теме:

Психолого-педагогический аспект учащихся 11 класса
Изучение темы интеграл происходит в 11 классе. В соответствии с возрастной периодизацией – это дети подросткового и раннего юношеского возраста. В старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов ...

Классификация средств обучения
К средствам обучения относят такие предметы, которые используются в учебно-воспитательном процессе для передачи информации, организации познавательной деятельности учащихся и управления этой деятельностью на различных этапах урока. Средства обучения способствуют рациональной организации самостоятел ...

Педагогический процесс, как целостная система
Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс – это процесс, в котором ...

Категории