Внешкольная работа в годы войны и послевоенный период

Теория образования » Особенности системы дополнительного образования детей и подростков » Внешкольная работа в годы войны и послевоенный период

Страница 1

Большой урон внешкольным учреждениям нанесла война. Однако даже в трудных условиях военного времени в стране продолжали действовать около тысячи внешкольных детских учреждений. Они вели большую и плодотворную работу, перестраивая ее применительно к условиям военного времени. Во внеклассной работе большое место заняли в те годы патриотическое воспитание и военно-физическая подготовка школьников.

Во Дворцах и Домах пионеров, на станциях юных техников создавались оборонные кружки, где ребята овладевали военным делом, столярные и слесарные мастерские, в которых выполнялись производственные заказы. Широкое распространение получили производственные мастерские, кружки автотракторного дела, вождения автомобиля. Многие пионеры и школьники овладели профессиями телефонистов, телеграфистов, киномехаников и в летние каникулы работали на телефонных и почтовых станциях, ездили по селам с кинопередвижками.

В мае 1942 г. возобновила занятия студия художественного движения при Ленинградском Дворце пионеров. Она стала обслуживать госпитали, школы, детские лагеря. В Домах и Дворцах пионеров работали танцевальные кружки, хореографические группы, ансамбли. Кружковцы шефствовали над госпиталями: ухаживали за ранеными, выступали с концертами перед воинами, собирали книги, пластинки и т. п. Активно участвовали кружковцы внешкольных учреждений в сборе лекарственных трав, металлического лома.

В конце 40-х - начале 50-х гг. воспитательная работа заметно активизировалась. Постепенно восстанавливалась сеть внешкольных учреждений, сокращалась сменность занятий в школах, целенаправленно стали работать с детьми профсоюзы, комсомол, культурно-просветительные учреждения. Количество внешкольных учреждений к 1951 г. составило 2121, что превышало довоенный уровень почти на 400 единиц.

В 50-х гг. в систему идейного воспитания учащихся прочно вошла работа по формированию гражданственности и социальной активности на примере жизни и деятельности Ленина.

Широкое размах получила в послевоенные годы краеведческая работа Ребята участвовали в районных, областных, республиканских экспедициях «По партизанским тропам», «По дорогам героев», «В братской семье народов», «Мой край в пятилетке». Было создано большое количество краеведческих клубов, кружков, обществ юных путешественников.

Ярко выраженная патриотическая направленность внешкольной работы в 40-е гг. сменилась к 50-м гг. чрезмерной парадностью, преобладанием массовых форм, снижением роли клубной, кружковой и индивидуальной работы по интересам. Появилась практика записи в кружки только по рекомендациям из школ от классного руководителя или совета пионерской дружины. Существенным недостатком внешкольной работы в 50-е гг. была ее обособленность от школы, пионерской организации. Недостаточно четко выполнялись инструктивно-методические функции. Не принимались надлежащие меры к совершенствованию форм и методов внеклассной работы. Наблюдалось чрезмерное увлечение массовыми мероприятиями, отвлекающими школьников от учебы и не дающими воспитательного эффекта. Допускалась перегрузка школьников, особенно пионерского и комсомольского актива.

Деятельность внешкольных учреждений в 60-80 годы.

Широкий размах принимает деятельность внешкольных учреждений в 60-е годы. Одна из характерных особенностей этого периода — влияние научно-технической революции на все стороны жизни общества, в том числе и на формирование личности человека. Это нашло отражение и в работе внешкольных учреждений.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Социокультурное значения в качестве образования
Проблема качества товаров и услуг, в том числе и образования, в мире существовала всегда. Однако в последнее время она существенно обострилась во всех сферах жизнедеятельности общества, усилив социокультурное значение образования и вызвав необходимость поиска новых подходов к управлению качеством. ...

Качество результатов деятельности
Говоря о достижениях педагогов, нельзя не сказать о достижениях детей. По результатам выполнения детьми программы «Радуга» за 2008 – 2009 учебный год выявлена положительная динамика развития детей всех возрастных групп. Она составила в среднем 33%. Дети детского сада участвуют в различных конкурсах ...

Анализ и обобщение педагогического опыта.
«Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!». Эти слова одного из самых замечательных педагогических деятелей современности – Василия Александровича Сухомлинского (1918 г.р.). Опыт собственной многолетней учительской практики, обобщение огромного педагогического наследия прошлого убеди ...

Категории