Сто лет тому назад в преподавании географии использовались главным образом настенные карты и изредка фотоснимки. В начале пятидесятых годов аудиовизуальные средства, включая аэрофотосъемку и телевидение, находились еще на заре своего развития. Сегодня число потенциальных средств обучения представляется почти неограниченным — от данных переписи населения до банков данных, хранящихся в памяти компьютера, от карт до разнообразнейших наглядных пособий, включая и снимки Земли из космоса. Мы теперь имеем возможность видеть нашу планету, запечатленную на фотоснимках, целиком без посредничества географических карт. И нам, следовательно, сейчас гораздо яснее стали такие представления о Земле, которые указывают на новые сознательные или неосознанные взаимоотношения между человеком и планетой. Для школьника завтрашнего дня возможность обозревать всю Землю, наблюдать, как меняется ее форма и цвет, будет также доступна, как сегодня нам всем доступен вид улицы из нашего окна или вид Луны на небе.
Студенты и школьники живут сегодня в культурном окружении, весьма отличном от окружения двадцатилетней давности, не говоря уже о пятидесятилетней. Школа, учитель, учебник и другие учебные пособия больше не являются единственными источниками информации. Помимо школы появилось множество каналов, по которым поступает информация: газеты и журналы, радио, телевидение, интернет — все они ежедневно обрушивают на ученика массу сведений, иногда вызывая даже реакцию неприятия с его стороны. Эти сведения представляют собой либо описания событий, которые подчас бывают умышленно или неумышленно искажены, либо их интерпретацию, содержащую оценочные суждения. Такая интерпретация явно опосредует ту реальность, которую читатель или зритель мог бы воспринять сам и вынести о ней собственное суждение. Поэтому необходимо научить молодежь критически относиться к такой информации, научить отличать факты от мнений, что можно сделать, только привив им широкий научный кругозор.
Но учащиеся в разных странах мира имеют неодинаковое представление об окружающем мире. Миллионы детей, например, никогда не видели моря, гор, утесов, ледников, небоскребов или даже таких более прозаических объектов, как, например, ферма. Став взрослыми, многие молодые люди знакомятся с непривычными им ранее сельскими и городскими ландшафтами. Посещение родственников в других частях света, поездки на каникулы, школьные экскурсии и туристические походы — все это облегчает в наши дни приобретение знаний о мире, который становится все более доступным для учащихся. Тем не менее, все время растет разрыв между знаниями о мире, почерпнутыми из средств массовой информации, и личным опытом, приобретаемым во время путешествий.
Географическое образование необходимо рассматривать как неотъемлемую часть общей системы образования, поскольку оно призвано помочь учащемуся лучше понять особенности пространственных взаимоотношений на земной поверхности и характер ее освоения человеком. Географическое образование необходимо не только тем, кто так или иначе связывает свою карьеру с географией. Если нам представляется вполне естественным, что все дети учатся читать, писать, считать и решать математические задачи, то есть овладевают средствами общения с другими людьми с тем, чтобы уметь ставить вопросы и отвечать на них, слушать и быть услышанными, принимать повседневные решения, находить приложение своим способностям и развивать свою личность в целом, то разве не столь же естественно учить детей разумно действовать в пространстве, видеть территориальные аспекты проблем, пополнять их знания об окружающей среде?
Статьи по теме:
Образование как педагогический процесс
Отметим, что поскольку образование как предмет педагогики - это педагогический процесс, то словосочетания «образовательный процесс» и «педагогический процесс» будут синонимичными. В своем первом приближении к определению педагогический процесс - это движение от целей образования к его результатам п ...
Использование информационных технологий в процедуре оценивания
Информационные технологии могут использоваться в процедурах оценивания на различных уровнях — от средства управления информацией об оценках, полученных традиционными способами, до полностью автоматизированных систем контроля качества знаний, включающих в себя диагностический, обобщающий и коррекцио ...
Формирование положительного отношения студентов педагогического ВУЗа к
профессии учителя как педагогическая проблема
Отвечая на вопрос, что же определяет выбор профессии, Е.А. Климов намечает восемь основных факторов: 1) позиция старших, семьи; 2) позиция сверстников; 3) позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классные руководители и т.д.); 4) личные профессиональные и жизненные планы; 5) способнос ...