Субъектность как педагогический феномен

Теория образования » Становление субъектности студента университета » Субъектность как педагогический феномен

Страница 2

- образ «Я – будущий профессионал» студента университета выступает концептуальной основой становления субъектности;

- найден адекватный предмету исследования комплекс диагностических методик, позволивший определить типологию субъектности студентов университета;

- приобщение к научным школам на основе ценностно-смыслового взаимодействия преподавателей и студентов рассмотрено как специфическая особенность становления субъектности студента университета

- обоснованы технологические особенности реализации концепции становления субъектности студента в образовательном пространстве университета.

Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что:

- найдены концептуальные основания процесса становления субъектности, синтезирующие в себе функции ценностного и синергетического подходов;

- охарактеризовано категориально-терминологическое поле педагогического исследования: «субъектность студента», «становление субъектности», «диапазон субъектности», «ценностный резонанс», «ценностно-смысловое взаимодействие», раскрывающие теоретико-практическую многоаспектность и образовательную вариативность рассматриваемой проблемы;

- выявлена структура субъектности, включающая субъектную активность (смысложизненную, образовательную, социальную, коммуникативную), ценностные ориентации, ценностное самоопределение, субъектный опыт); определены функции «значимого Другого» в становлении субъектности студента университета;

- доказано, что университетское образование является фактором становления субъектности студентов при реализации следующих педагогических условий: проблемность, проективность, эвристичность, рефлексивность;

- обоснована субъектная позиция студента университета как базисный критерий эффективности реализации концепции становления субъектности, определена типология субъектности студентов университета; выявлены противоречия ценностное самоопределение как движущей силы процесса становления субъектности студента университета, обеспечивающее обретения им ценностей, смыслов и ресурсов собственной жизни.

Обозначенные положения являются теоретическим вкладом в обоснование научных основ процесса личностно-профессионального становления будущего профессионала, в разработку содержания, методов и форм педагогического сопровождения профессионально-личностного саморазвития студента, обретения им ценностей, смыслов и ресурсов собственной жизни.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

- разработано научно-методическое обеспечение процесса становления субъектности студента университета, включающее диагностическое определение целей данного процесса, банк образовательных программ, научно-педагогический инструментарий, систему оценочных показателей и методик мониторинга исследуемого феномена;

- субъектно-ориентированные ситуации являются инструментальной основой построения процесса актуализации субъектного потенциала студента в образовательном пространстве университета и реализации креативно-ценностных технологий;

- ценностно-синергетические механизмы становления субъектности позволяют определять вариативные модели реализации данного процесса в образовательном пространстве университета;

- комплекс диагностических методик может служить основой мониторинга и уровневой оценки эффективности процесса становления субъектности студентов.

Результаты исследования могут быть использованы в процессе обновления содержания университетского образования. Материалы исследования могут быть положены в основу организации образовательного пространства современного университета, реализующего различные модели подготовки специалистов. Разработанные принципы становления субъектности студента университета использованы в педагогическом проектировании технологий высшего образования.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась концептуальным синтезом философских, педагогических теоретико-методологических положений в исходном обосновании базовых научных идей; применением методических подходов, методов и методик, адекватных поставленной цели, задачам, гипотезе; полифункциональным анализом количественно-качественных данных эксперимента; характером экспериментальной выборки, подтвердившей теоретическую правомерность и образовательную эффективность разработанной концепции становления субъектности студента университета.

Личное участие автора в получении научных результатов, изложенных в диссертации и опубликованных в печатных трудах, выражается в теоретической разработке основных концептуальных идей и положений педагогического исследования, непосредственном участии, осуществлении и руководстве проведением продолжительной опытно-экспериментальной работы, анализе и обсуждении результатов теоретического и опытно-экспериментального этапов исследования.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Возрастные особенности в использовании индивидуального подхода
При личностном подходе учет возрастных и индивидуальных особенностей приобретает новую направленность. Диагностируются потенциальные возможности , ближайшие перспективы. Известно, что максимально благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств – в младшем школьном возра ...

Работа по предупреждению смешивания понятий периметра и площади
Следует отметить, что учащиеся часто смешивают понятия «площадь прямоугольника» и «периметр прямоугольника». Чтобы научить учащихся дифференцировать эти понятия, целесообразно предложить задания на нахождение периметра и площади прямоугольника одновременно. В целях систематизации знаний полезно про ...

Результаты диагностики мотивационно-потребностной сферы учащихся 9-х классов
Было проведено исследование в г. Березовский Муниципальном образовательном учреждении № 6 При анкетировании участвовало тринадцать человек, девятого класса. Из них – восемь мальчиков и семь девочек. Было проведено два анкетирования. Первое- для учащихся, второе –для их родителей Результаты анкетиро ...

Категории