Субъектность как педагогический феномен

Теория образования » Становление субъектности студента университета » Субъектность как педагогический феномен

Страница 3

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:

- выступлений на международных (Москва, Оренбург, Казань, Санкт- Петербург, Пенза, Нижний Новгород), всероссийских (Челябинск, Уфа, Рязань, Оренбург, Волгоград) и межрегиональных (Набережные Челны, Оренбург) конференциях;

- публикаций в печати (монографии, научные статьи, включенные в перечень ВАК РФ, учебные и методические пособия, научно-методические рекомендации);

- проведения педагогических консультаций, семинаров для преподавателей университетов г. Оренбурга;

- организации работы научного общества студентов и аспирантов по актуальным проблемам личностного и профессионального саморазвития.

Под руководством автора выполнено диссертационное исследование: «Приобщение старшеклассников к ценностям российской культуры» (2006).

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, обозначается цель, объект и предмет исследования, методологические основы работы и методы исследования, формулируется исходная гипотеза и результаты ее доказательства, выраженные как положения, выносимые на защиту, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

В первой главе «Теоретико-методологические основания становления субъектности студента университета» представлено решение исследовательских задач, связанных с теоретическим рассмотрением проблемы становления субъектности студента университета и анализом состояния проблемы в педагогической практике. Предметом анализа стали междисциплинарные категории «субъект», «субъектность», «становление», «ценность», «ценностное самоопределение». В результате проведенного анализа обоснована правомерность обращения к проблеме становления субъектности как актуальной для современного человекознания. На основе теоретического анализа философских, науковедческих, психолого-педагогических, социологических исследований в диссертации доказывается, что становление субъектности представляет собой понятие педагогической науки, востребованное теорией и практикой образования в процессе осмысления проблем развития человека в современных социокультурных условиях.

Во второй главе диссертации «Концепция становления субъектности студента университета» рассмотрены понятийно-терминологическое поле концепции, ее теоретико-методологическая база (подходы и принципы), обоснована необходимость синтеза идей аксиологии и синергетики, обозначены ценностно-смысловые компоненты структуры субъектности студента, раскрыты принципы становления данного личностного образования в образовательном пространстве университета. В качестве основы становления субъектности представлен образ «Я – будущий профессионал».

В третьей главе «Диагностика и прогнозирование становления субъектности» раскрыты принципы построения и проведения опытно-поисковой и опытно-экспериментальной работы, направленной на выявление закономерностей становления субъектности; обоснован выбор диагностического комплекса исследования, направленного на изучение не отдельных характеристик личности, а на глубинные личностные проявления, в частности, глобальный образ “Я” личности. Представлен прогноз эффективности становления субъектности студентов университета.

В четвертой главе «Опыт реализации концепции становления субъектности студентов университета» описывается процесс реализации основных положений теоретической концепции, раскрыты ценностно-синергетические закономерности становления субъектности. Образовательное пространство университета представлено как фактор становления субъектности студента, обоснованы педагогические условия становления субъектности. В качестве ведущего показателя успешности реализации концепции становления субъектности студентов обозначена субъектная позиция. Приобщение к научной школе представлено как возможность раскрытия и реализации субъектности студентов.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по теме:

Актуальность и условия гуманитарного ориентированного образования
Выработка новых направлений в развитии общей философии образования, в формировании концептуальных основ образования и воспитания невозможны без определения новой, современной парадигмы мировоззрения, которая и должна быть заложена в качестве осевой линии всей системы народного образования и просвещ ...

Группировка содержания теоретического обучения в соответствии с объектом изучения и видом деятельности специалиста
Далее на основе тактических целей обучения следует разработка программ теоретической ("Спецтехнология") и практической ("Производственное обучение") профессиональной подготовки специалиста. Чтобы определить темы программы профессиональной теоретической подготовки специалиста, не ...

Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочное время средствами музыки
Педагогический процесс в школе представляет собой единство воспитательных воздействий, осуществляемых на уроке и во внеурочное время. В ходе учебного процесса закладываются основы понимания детьми красоты действительности и искусства, формирования эстетического отношения к жизни . Продолжением рабо ...

Категории