Данное исследование проводилось в лицее №1 г.Красноярска в экспериментальном - 8»б» классе, принимавшем участие в реализации проектов «Школы социальной деятельности подростка», начиная с 6-го класса, т.е. фактически третий год обучающийся по методу проектов, и контрольном - 8 «г» классе, который не принимал участия в работе «Школы социальной деятельности подростков». Средний возраст учащихся, которые принимали участие в исследовании – 13-14 лет.
Исследование проводилось по типу «только после», т.е. экспериментальная и контрольная группы не оценивались подобным образом до проведения эксперимента. В ходе исследования учащимся было предложено ответить на вопросы анкеты. (Приложение 1).
Вопросы анкеты составлены на основе понятия компетентности, которое включает не только когнитивную составляющую (знания), но и поведенческую (деятельность) и эмотивную (отношение к проблемам). Анкета включает десять вопросов, четыре из которых (3,4,5,7) направлены на выявление экологических знаний, три (8,9,10) на выявление экологической деятельности и поведения, три (1,2,6) на выявление отношения к экологическим проблемам. Были получены следующие результаты:
Количество учащихся, ответивших на вопросы, выявляющие: | |||
Знания |
Деятельность, поведение |
Отношение к проблемам | |
Экспериментальный класс |
81% |
73% |
78% |
Контрольный класс |
74% |
45% |
53% |
Результаты анкетирования показывают, что уровень экологических знаний у учащихся экспериментального и контрольного классов существенно не отличается, большая разница в показателях ответов на вопросы, касающиеся экологического поведения и отношения к экологическим проблемам. Это объясняется тем, что школьники, включенные в эксперимент, принимали активное участие в экологических мероприятиях, у них более развиты навыки и умения, необходимые для участия в них, с целью решения проблем, у них сформировано представление об экологических проблемах и формируется мотивация на решение этих проблем.
Анализируя результаты анкетирования, можно сделать вывод, что экологическая компетентность сформирована у 89% учеников экспериментального класса, т. к. учащиеся показали не только высокий уровень знаний, но и сформированность эмотивной составляющей компетентности (отношение к проблемам), и высокий уровень деятельностного включения в решение проблем окружающей среды. У контрольного класса обнаружили, что экологическая компетентность сформирована всего у 47% учащихся: при довольно высоком уровне знаний, низкий уровень деятельностного включения в решение экологических проблем и несформированность эмотивной составляющей компетентности у 50% учеников класса.
Статьи по теме:
Виды дифференциации
В основу классификации форм дифференциации положены виды дифференциации и уровни ее реализации. Выделяют следующие виды дифференциации. 1-й – микроуровень - его называют уровнем класса, когда различный подход осуществляется к отдельным группам детей внутри класса; этот уровень называется иногда вну ...
Социокультурное значения в качестве образования
Проблема качества товаров и услуг, в том числе и образования, в мире существовала всегда. Однако в последнее время она существенно обострилась во всех сферах жизнедеятельности общества, усилив социокультурное значение образования и вызвав необходимость поиска новых подходов к управлению качеством. ...
Подбор учебно-производственных работ
Подбор учебно-производственных работ имеет цель перевода рекомендаций и установок учебной программы производственного обучения (проекта содержания обучения) в собственное содержание процесса обучения. Это определяет важность и сложность этого элемента планирования. Сложность в том, что при этом нео ...