Содержание программы обеспечивает возможность отражения знания ребенка о себе, о других, о родственных отношениях, о деятельностных взаимосвязях с миром ближайшего природного и социокультурного окружения.
В содержании программы раскрываются способы познания себя и других через самоощущение себя в мире природы, в мире людей и предметов.
Содержание ориентировано на становление самооценки ребенка, на развитие его способности к идентификации, самоанализу и освоению культурных образцов.
Учет принципа личностно-деятельностного подхода в примерной региональной программе определяется реализацией содержания образования через разные виды деятельности детей. Собственная преобразующая деятельность ребенка складывается в русле его сотрудничества со взрослым и другими детьми как внутренний источник преобразования заданных педагогических условий (Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов). Именно в таком преобразовании обнаруживается подлинный творческий потенциал детской деятельности. Опыт творческой деятельности в качестве ключевого, системообразующего звена обнаруживается не столько в «умениях действовать по образцу», сколько в способностях перестраивать эти умения и образцы там, где это нужно (В.Т. Кудрявцев). В этой ситуации приоритетным в достижении становится не только результат, но и увлеченность самим процессом деятельности: активная эмоциональная включенность ребенка, поиск средств и способов освоения, выполнения, позволяющих ребенку использовать их самостоятельно и творчески, что приводит к развитию самой деятельности, а значит, к развитию ребенка. Эмоции ребенка интенсивно проявляются в процессе деятельности, в основе которой заложен механизм творческой самореализации.
В дошкольном возрасте образовательная деятельность строится на развитии наглядно-действенного, наглядно-образного мышления с постепенным введением элементов логического мышления.
Учет принципа эмоционально-чувственной направленности в освоении ребенком образовательного содержания в дошкольный период является доминантным и определяющим в развитии познавательных психических процессов: воображения, мышления, памяти (Изард К.Э., Выгодский Л.С.), художественно-эстетического восприятия окружающего мира (социального, природного.
Компетентностный подход, заключается в освоении воспитанниками практических навыков использования приобретенных знаний во всех специфически детских видах деятельности, в различных организационных формах (регламентированных, нерегламентированных).
Принцип культуросообразности и регионализма, обеспечивающий становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения, на познании историко-географических, этнических особенностей социальной, правовой действительности уральского региона, с учетом национальных ценностей и традиций в образовании. Культуротворческая функция, присущая миру дошкольного детства, выражается не только в освоении ребенком уже сложившихся культурных форм, но и порождение новых в рамках различных видов детских деятельностей. Освоение общечеловеческой и национальной культуры рассматривается как творческий процесс, поэтому и детское творчество выступает основным условием освоения образовательного содержания, где ведущей ценностью является человек, его неповторимый эмоциональный мир. При этом дети осваивают многообразные способы и формы творческой интерпретации современной действительности, открывают свой субъективный внутренний мир, овладевают культурно выработанными средствами самопреобразования и самоизменения.
Принцип интеграции образования предусматривает возможность реализации содержания образования в разных видах детских деятельностей (игровой, речевой, познавательной, коммуникативной, двигательной, театрализованной, элементарно-поисковой, конструктивной, изобразительной и др.) и организационных формах (регламентированной и нерегламентированной), стимулирующих детей к познанию своего эмоционального мира и окружающих людей, для развития у ребенка таких сфер как: социально-личностная, физическая, познавательно-речевая, художественно-эстетическая. Данный принцип позволяет в последовательном освоении общечеловеческих ценностей культуры, где ведущей ценностью является человек, его неповторимый эмоциональный мир, раскрывать взаимосвязь человека с другими людьми, с природными объектами, явлениями ближайшего природного и социокультурного пространства.
Статьи по теме:
Описание методики тематических игр с дошкольниками ДОУ «УМКА» посредством занимательного
математического материала
Данная методика, направленная на изучение дошкольниками тематических игр, и написана мною на основе экспериментальных, исследовательских данных, проводимых в ДОУ «УМКА» г. Минск, Притыцкого ул., 90. Мною была предпринята попытка изложить провести исследования по развитию произвольного внимания у до ...
Умар Хапхалович Берсей – просветитель, баснописец
Сознавая настоятельную необходимость создания национальной письменности, У. X. Берсей занялся составлением черкесского букваря. По свидетельству М. Краснова, «в 1853 году Берсей представил свою азбуку черкесского языка в Академию Наук, которая ее одобрила. В марте 1855 года Букварь черкесского язы ...
Содержание понятия «предматематическое развитие и подготовка дошкольников».
Основные задачи предматематической подготовки дошкольников
Предматематическое развитие дошкольника предусматривает знакомство дошкольника с математических категориями (счеты, числа, геометрические фигуры и обьекты, их количества и разнообразие форм) через процесс общения, познавательно-практическую, художественную, учебно-игровую, тематическую деятельность ...