Характеристика средств обучения

Страница 1

Учебники, сборники задач и справочники с помощью текста и графических изображений передают самую разнообразную информацию.

При очной системе обучения учебник служит средством для самостоятельной работы учащихся по усвоению знаний, во внеурочное время или на уроке, когда преподаватель дает задание изучить не очень сложный материал без предварительного объяснения и т.п. особую роль играют учебники на начальном этапе освоения умений и навыков.

Преподаватель может использовать учебник в процессе изложения материала, воспроизводя на экране с помощью эпипроектора рисунок, чертеж, график или текст, если для этого нет других средств обучения.

Он может дать учащимся задание по учебнику: законспектировать какой-либо раздел, составить план ответа, прокомментировать содержание отдельных абзацев параграфа и т.д.

Большое значение для получения знаний имеет умение учащихся работать со справочной литературой. Это позволяет учащимся собственными силами решать определенные технологические задачи, которые неизбежно встанут перед ними на производстве.

Учебные плакаты могут передавать образную, графическую, схематическую, символическую и текстовую информацию, содержать справочный, инструкционный, инструкционно-технологический и другой текстовый материал, сообщения о недоступных для непосредственного наблюдения объектах и процессах. Его можно использовать в сочетании с другими средствами обучения.

Плакат должен занимать в кабинете одно из самых удобных мест и быть доступным для учащихся и преподавателя (мастера).

Применение плакатов в учебном процессе позволяет экономить время на уроке, быстро подавать необходимую информацию. С помощью учебного плаката можно организовать самостоятельную работу учащихся на уроках теоретического и производственного обучения.

Учебные плакаты дают возможность организовать коллективную работу с группой, обсуждение их содержания всеми учащимися способствует созданию проблемной ситуации.

Инструкционная карта представляет собой руководство, с помощью которого учащиеся самостоятельно могут изучить устройство и действие какого-либо объекта.

Ею пользуются на лабораторных работах и уроках производственного обучения.

В сочетании с плакатом она является эффективным средством обучения при изучении натуральных объектов, т.к помогает теснее увязать абстрактные представления с конкретными понятиями.

Инструкционно-технологическая карта отличается от инструкционной тем, что служит для организации продуктивной работы учащихся в условиях мастерских или производства.

В процессе работы с инструкционной и инструкционно-технологической картами у учащихся появляется большая возможность проявить индивидуальные особенности, а у мастера - оказать конкретную помощь каждому их них.

Карточки формулируют задания (задачи), которые учащиеся должны выполнять на основании ранее усвоенного материала. Эти задания иногда носят и проблемный характер.

Информация в карточках передается с помощью текста, чертежа, схемы или рисунка.

Применение карточек позволяет преподавателю (мастеру) в процессе самостоятельной работы учащихся установить внешнюю обратную связь одновременно со всей группой, вести индивидуальную работу и осуществлять формами обучения, контроля и управления.

Карточки, содержание которых разработано в комплексе с другими средствами обучения, могут служить для закрепления нового материала или контроля ранее изученного.

Карточки могут применяться в процессе текущего и игрового контроля

Экранные средства должны быть взаимосвязаны с другими средствами обучения, применяемыми при изучении данного вопроса программы. Материал, не связанный непосредственно с программой или темой, если он не имеет специального назначения, в содержание экранных средств включать не следует.

Диапозитивы могут передавать образную, графическую, схематическую, символическую и текстовую информацию. Автоматические диапроекторы позволяют сделать это быстро, заменяя один кадр другим, возвращаясь к ранее просмотренному и т.д. Значительные размеры изображения на экране дают возможность детально рассмотреть каждый элемент.

Диапозитивы можно использовать на всех этапах урока, определяя оптимальный для данной группы учащихся темп подачи информации и ее последовательность.

Диапозитивы применяются для создания на уроке проблемной ситуации, руководства самостоятельной работой, повторения материала и т.д. Они хорошо сочетаются с другими средствами обучения, особенно с записью на магнитной ленте.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Обучение и воспитание детей со сложным дефектом
Повышенное внимание к этой (относительно небольшой) категории аномальных детей в последние годы можно объяснить дальнейшим расширением дифференцированного подхода к обучению и воспитанию аномальных детей, а также тенденцией к количественному увеличению этой категории. К детям со сложным дефектом от ...

Общие подходы к изучению мотивации учения в ходе её формирования и к формированию под контролем изучения
Учителю, стремящемуся к психологическому изучению и формированию учения школьников, важно опереться на общую стратегию и ход этой работы. При организации такой работы учителю важно принимать во внимание следующие общие положения: психологическое изучение мотивации и её формирование - это две сторон ...

Понятие и сущность процесса обучения, его задачи
Сущность процесса обучения - это целенаправленный педагогический процесс, который активизирует деятельность, развивает творческие навыки учащихся, - организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся; - овладение научными знаниями умениями, навыками; -формирование нау ...

Категории