Звуковые средства

Страница 3

Анализируя этот момент, необходимо отметить взаимосвязь ТСО с другими средствами обучения, используемыми на уроке, наличие логических переходов от одного средства обучения к другому.

Совместная деятельность преподавателя и учащихся в учебном процессе с использованием ТСО может протекать следующим образом:

ТСО используются в качестве иллюстрации к излагаемому преподавателем учебному материалу - такой метод носит название наглядно-иллюстративного,

ТСО служит источником нового учебного материала. В этом случае преподаватель организовывает самостоятельную познавательную деятельность учащихся - такой метод носит название познавательно-активного.

Тот или иной метод избирается преподавателем в зависимости от ряда факторов: познавательной сложности изучаемого материала, подготовленности учащихся, содержания аудиовизуальных учебных пособий, времени, отводимого на изучение учебного материала.

С методами использования ТСО на учебных занятиях очень тесно связаны приемы.

Прием использования на уроке ТСО - это часть метода, его структурный элемент. Причем одни и те же приемы могут использоваться при применении различных методов.

Аудиовизуальные пособия являются очень гибкими учебными средствами. Их можно использовать на уроке полностью, частями, отдельными кадрами, в сочетании с другими средствами обучения.

Многообразие приемов позволяет сделать использование ТСО на занятиях разноплановым, интересным и более эффективным.

Организация познавательной деятельности учащихся на занятиях с использованием ТСО является одним из наиболее значительных факторов, влияющих на эффективность учебного процесса, проводимого в условиях применения ТСО.

При работе с ТСО всегда следует помнить, что сами по себе аудиовизуальные пособия не могут повысить познавательную активность обучаемых, если для этого не будут приложены усилия педагога.

Способы активизации познавательной деятельности учащихся в условиях использования ТСО могут быть самыми разнообразными, но объединяет их одно: необходимость психологической установки на восприятие.

Для ее обеспечения используются следующие педагогические приемы:

внимание слушателей обращают на главное в фильме, радио или телепередаче,

дают указание обучаемым самим выделить главное, существенное в сообщаемой информации,

перед обучаемыми ставят проблемные вопросы, чтобы направить их восприятие в нужное русло,

просят обучаемых обратить внимание на отдельный эпизод или фрагмент, сравнить данную информацию с предыдущей и т.д.,

предлагают им самим сделать определенные выводы, дать рекомендации.

Указанные цели просмотра, постановка определенной задачи, обсуждение просмотренного или прослушанного материала - обязательное условие, обеспечивающее организацию самостоятельной познавательной активности слушателей.

Подбор комплекса ТСО на урок должен производиться с учетом педагогических и выразительных возможностей отдельных видов ТСО, с соблюдением эмоционального ряда.

Под комплексом ТСО следует понимать набор средств, позволяющих наиболее рационально решать образовательно-воспитательные задачи учебного процесса.

Комплекс ТСО - это не простое суммирование специфических особенностей отдельных средств обучения, а новое дидактическое средство, обладающее интегративными свойствами.

Содержание учебного материала не должно дублироваться отдельными элементами комплекса, а должно раскрывать изучаемый материал с разных сторон и точек зрения.

При анализе правильного подбора комплекса средств для проведения занятия необходимо ответить на вопросы:

нельзя ли было достаточно убедительно донести до учащихся изучаемый материал вербальным путем.

не достаточно ли было для решения поставленной проблемы только одного какого-то пособия,

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Психолого-педагогические рекомендации по развитию профессионально-важных качеств воспитателя
1. Обязательно устанавливайте личный контакт с детьми: — обращайтесь по имени; — занимайте позицию на уровне глаз ребенка (он на стуле, вы на стуле .); Используйте тактильное прикосновение (однако помните, что когда вы гладите ребенка по голове или кладете руку на его голову, это вызывает у отдельн ...

Характеристика учащегося 6-А класса Запрудского Сергея на основе проведенного диагностического исследования
По данным проективной методики получены следующие результаты: Присущ эгоцентризм, заинтересованность в «Я» информации; Значимость мнения окружающих о себе, чувственность; Отношение к собственному «Я» нейтральное; Имеет место проявление эмоциональной незрелости; Отсутствие творческого начала. После ...

Текстовая природа герменевтической щ интерпретации педагогического знания
М.М. Бахтин писал, что непосредственной действительностью мысли и переживаний, из которой только и могут исходить гуманитарные дисциплины, является текст. По М.М. Бахтину, где нет текста, там нет и объекта исследования и мышления. Вслед за М.М. Бахтиным, мы понимаем текст широко как любую упорядоче ...

Категории