7. Вспомните любимых вами героев мультфильмов. Составьте сценарий мультфильма с использованием данных выше глаголов. Тему и название сценария придумайте сами.
2. Составление связных высказываний, в основе которых лежит использование слов. Обозначающих определенные лексические явления.
Эти упражнения включают предварительное задание, связанное с подбором определенных слов в соответствии с речевой ситуацией. В данном случае могут быть использованы не только языковые, но и ситуативно-речевые, контекстуальные лексические средства. Например:
1. Вам понравилась прочитанная книга (фильм, картина), а вашему товарищу не понравилась. Составьте ряды слов-антонимов, значения которых отражали бы ваши разногласия. Используя антонимы, постройте диалог-спор о прочитанной книге (фильме, картине).
2. Выберите героев известных вам художественных произведений для сравнительной характеристики. Сформулируйте тему сочинения. Составьте ряды антонимов, которые могут быть использованы в плане к сочинению и в тексте. Подберите эпиграф с использованием антонимов.
3. Составьте комический диалог с использованием слов-омонимов, из которого следует, что говорящий и слушающий не понимают друг друга из-за неточного употребления этих слов. Исправьте неточности в употреблении омонимов. Сохраняется ли комизм диалога?
4. Слова ворона, голова в зависимости от своего значения могут употребляться в разных стилях речи. Придумайте ситуации, в которых можно употребить эти слова в разных значениях. Соответственно ситуациям составьте диалоги с употреблением этих слов в переносных значениях.
3. Высказывания на лингвистические темы, связанные с изучением лексики
Выполнение данных упражнений требует использования этимологических, толковых словарей и специальной лингвистической научно-популярной литературы. Например:
1. расскажите о слове, истории развития его значений. Используйте этимологический словарь и научно-популярную литературу.
2. составьте рассказ о «жизни» какого-нибудь фразеологизма, используйте фразеологические словари и т.д.
3. поиграем в школу. сегодня урок русского языка. Таня Неволина – учитель. Она рассказывает детям о синонимах (антонимах, фразеологизмах…). Рассказывает живо, увлеченно. Рассказ завершается точным определением слов – синонимов…
Систематическая словарная работа позволяет сформировать у учащихся языковое чутье, чувство стиля, воспитать языковой вкус, который, по словам А.С. Пушкина, «состоит не в безотчетном отвержении такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности».
Статьи по теме:
Возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей
дошкольного возраста
Основными показателями физического развития ребенка являются рост, масса тела и окружность грудной клетки. Зная эти показатели можно сравнить данные физического развития конкретного ребенка в группе со средними показателями развития детей соответствующего возраста Мышечная система у детей формирует ...
Разработка сводно-тематического плана подготовки специалиста
Сводно-тематический план должен включать в себя тематику специальных дисциплин («Спецтехнология», «Производственное обучение» и т.д.), регламентировать последовательность изучения тем и количество, отводимого на их изучение времени, по семестровое членение учебных курсов, отражать формы обучения (у ...
Роль сказки в воспитании детей
Многолетняя привычка к логическому мышлению уводит взрослого из мира символов. Это - главная причина в различии восприятия народных сказок взрослым и ребенком. Кроме того, взрослый за свою жизнь создал много своих индивидуальных символов, и они чаще встречаются в его бессознательном языке, чем симв ...