Основные типы словарных упражнений

Страница 2

Слова для толкований избираются в связи с задачами их дальнейшего использования: перед чтением статей учебника, художественного произведения, для использования в предстоящей творческой работе и др.

2. Группировка слов по семантическим признакам (составление тематически объединенных групп слов)

Данная группа упражнений предшествует заданиям, направленным на создание высказывания.

Словарные упражнения этого типа предполагают подбор слов на определенную тему – составление тематических и лексико – семантических групп слов (в данном случае слов, принадлежащих одной части речи, например: глаголы перемещения, говорения, прилагательные цветообозначения и т.д.). Как правило, составление этих групп слов связано с чтением художественного текста или с подготовкой устного (письменного) высказывания. В связи с сочинением «Мой город (поселок, село и т.д.)» предлагается записать слова и выражения, которые могут потребоваться в данном высказывании. Анализ записей учащихся поможет обнаружить закрепленный в индивидуальном языковом сознании ученика лексический запас тематически объединенной группы слов и определить таким образом языковой материал для словарной работы.

Объем словарного материала и его содержание обнаруживают не только разную степень владения учениками словарным запасом языка, но и разный уровень знаний детей о временах года и о деревне, а следовательно, и различные потенциальные возможности раскрыть тему предстоящей творческой работы.

3. Анализ лексических средств текста

Упражнения этого типа делятся на две группы в зависимости от того, какой текст – образцовый или негативный – предлагается для анализа по специально подготовленным вопросам и заданиям.

1. Анализ словесного богатства (разнообразия), выразительности текста

1. Прочитайте отрывок из повести В.Г. Короленко «Дети подземелья». Проследите, как автор разнообразит языковые средства, рассказывая о людях, изгнанных из старого замка.

2. Как вы представляете себе картину, изображенную А.С. Пушкиным: вся комната янтарным блеском озарена…

При выполнении задания необходимо выделять (собирать) смысловые оттенки, которые возникают в контексте. В данном случае центр словесного художественного образа – словно янтарный в значении «цвета янтаря». Но значение это приобретает контекстуальные оттенки: светящийся, прозрачный, струящийся (словно имеющий плотность), торжественный (ср. озарена).

3. Вспомните высказывание (отрывок из художественного произведения, статьи), которое произвело на вас впечатление силой своей образности, выразительности описываемости. Какие из слов вам особенно понравились и почему?

4. Оцените текст с точки зрения описания в нем противоположностей. С помощью каких слов удалось по-разному охарактеризовать малышей и малышек?

Коротышки были неодинаковые: одни из них назывались малышами, а другие – малышками. Малыши всегда ходили либо в длинных брюках навыпуск, либо в хорошеньких штанишках, на помочах, а малышки любили носить платьица из пестренькой, яркой материи.

2. Оценка правильности, точности словоупотребления в готовом тексте, преобразование данного языкового материала.

1. Прочитайте текст. Какие слова нельзя назвать литературными? Почему они употребляются в тексте? Как изменится текст, если произвести литературную правку?

– Слышь, Петька, – сказал вдруг Гаврик. – понимаешь, они тама сидят и даром дожидаются…без товара…Их тама всех перестреляют, очень просто…А я не могут иттить, потому что этот черт непременно за мной прилипнет!…Чуешь, что я тебе говорю?

– Чую, – одними губами проговорил Петя…

3. Вспомните два ответа своих товарищей на один и тот же вопрос по природоведению (по русскому языку и др.) – отличный и неудовлетворительный. Оцените их с точки зрения точности описания соответствующего явления. Какие неточности вы заметили в плохом ответе? Почему ученик, получивший оценку «пять», смог точно ответить на вопрос? Как вы думаете, от чего зависит точность нашей речи?

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Содержание гимнастики. Характеристика основных групп упражнений
Все гимнастические упражнения условно можно разделить на 8 групп. Подобное группирование средств гимнастики облегчает подбор необходимых упражнений для решения тех или иных задач. Строевые упражнения – несложные двигательные действия служебного характера, используемые для организованного проведения ...

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с нарушением интеллекта
При нарушении умственного развития неблагоприятными факторами являются слабая любознательность и замедленная обучаемость ребенка, т.е. его плохая восприимчивость ко всему новому Л.С.Выготский, Развитие ребенка с нарушением интеллекта с первых дней жизни отличается от нормы. Отсутствует стремление п ...

Этнопсихологические особенности народа
Нелегкая жизнь обитателей степи предъявляла к ним жесткие требования. Они должны были не только быть физически крепкими, выносливыми, уметь быстро приспосабливаться к резко меняющимся погодным условиям, но и иметь устойчивую психику. Взрослые учили детей ориентироваться в степи, развивали у них зор ...

Категории