Культура, казахский фольклор

Страница 1

Народная педагогика располагала многочисленными средствами, методами и приемами воспитания, подготовки подрастающего поколения к самостоятельной трудовой жизни.

В воспитании детей широко использовались все жанры устного народного творчества. Сказки, легенды, шежире и дастаны рассказывались с большим мастерством, с учетом уровня развития воображения, мышления, с использованием наглядных методов в сочетании с образным, выразительным языком.

В арсенале народной педагогики имелись своеобразные средства и приемы воспитания кочевников — благословение, клятва, напутствие, айтыс (несенные состязания) и др. Долгое время бытовавшее мнение, что кочевники, предки современных казахов, не создали такой культуры, как оседлые народы, не соответствует действительности.

Археологические исследования на территории современного Казахстана свидетельствуют о том, что кочевые племена казахской степи были не только воинами и скотоводами, но и замечательными зодчими, скульпторами, художниками. Находки на Мангыстау — яркий тому пример. Особенно интересен расположенный у залива Сарыташ подземный храм Шахбагата, в котором воплощаются древние традиции искусства кочевников. Другого такого сооружения на территории азиатской части бывшего Союза пока не обнаружено. Храм вырублен в монолитной скале почти тысячу лет назад. Стены четырехугольной башни-минарета украшают орнамент, изображения животных, бой конных лучников; прекрасно передан напряженный момент схватки. На рисунках часто встречаются изображения в виде раскрытой ладони. Выкованная из железа и надетая на шест ладонь была как бы знаменем, под которым сражались когда-то местные казахские племена-адаевцы.

В период средневековья на территории Казахстана преимущественно в его южных областях имелись десятки цветущих городов с прекрасными дворцами и мечетями, величественными мавзолеями. На их окраинах находились мастерские ремесленников, ютились лачуги бедняков. Об этом свидетельствуют многочисленные раскопки казахстанских археологов, проведенные в последние 20—30 лет.

Самые ранние образцы письменности дальних предков современных казахов называются орхоно-енисейским или древнетюркским руническим письмом. Среди таких письменных памятников наиболее известны надписи на камнях в честь Бильгекагана и его брата полководца Кюль-Тегина (VI в.). Так, на одном из этих камней высечены изречения о жизни и быте, о культуре, о подвигах древних кочевников на фоне общей истории Тюркского каганата. Божественная воля, проявлением которой является власть карана, верность беков и народа карану, подчинение народа бекам — таков основной лейтмотив идей, пронизывающих надписи («Если ты, Тюркский народ, не отделишься от своего кагана, от своих беков, от своей родины . ты сам будешь жить счастливо, будешь находиться в своих домах, будешь жить беспечно»).

В них ясно выражена идеология аристократической верхушки тюркского каганата: требование абсолютной покорности народа кагану и бекам. Вместе с тем, идея благополучия всего тюркского народа проходит красной нитью через обе надписи:

«Народ, у которого есть доблесть, сильный народ»; «Родина (земля-вода)—это они, надо думать, и даровали нам победу».

В педагогическом плане особого внимания заслуживают следующие строки этих надписей: «Слушай внимательно, сообрази глубоко», «Сыны человеческие все рождены с тем, чтобы умереть», «Мой брат сделал меня человеком» и др.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Примеры реализации компетентностного подхода на уроках информатики
Рассмотрим пример реализации компетентностного подхода на уроке информатики в 8 классе. Конспект урока информатики в 8 классе по теме "Условия поиска и простые логические выражения" Тип урока: урок ознакомления с новым материалом. Цель урока: Обучающие: формирование у учащихся понятий &qu ...

Использование музыки в эстетическом воспитании младших школьников как психолого-педагогическая проблема
Младший школьный возраст – это особенный возраст. Ребенок в этом возрасте оптимистичен, любознателен. Еще весьма подвижен, эмоционален, любит играть и фантазировать. Ему присуща быстрая смена настроения. Вместе с тем, это натура увлекающаяся, личность вполне самостоятельная, имеющая свои взгляды и ...

Сущность, содержание и понятийный аппарат педагогической герменевтики
Герменевтика как общенаучная теория и практика понимания и истолкования действительности и знаний о ней, воплощённых в текстах, выдвинула целый ряд весьма привлекательных для педагогики идей, основанных на признании духовной, трансцендентной сущности человека, не познаваемой при помощи обычных трад ...

Категории