История овладения грамотой

У казахов испокон веку было много желающих овладеть грамотой.

Первоначально это шло через изучение арабского письма, посредством чтения религиозных книг, которые издавались на основе арабской графики.

« .Казахские дети обучались у мулл по старой, укоренившейся методике, суть ее выражается в следующем. Сначала азбука заучивается наизусть, причем каждая буква читается не в соответствии со своим звучанием, а так, как она дается в алфавите: алип, би, ти, си, мим, ха, дал. Затем заучиваются всевозможные надстрочные, подстрочные знаки. Вот отчего дети-казахи с таким трудом осваивают за три-четыре года грамоту, да и то не все. Дети же русских грамоту осваивают за неделю и читают книги, поскольку слова они читают, не расчленяя на отдельные буквы.»

Спустя некоторое время, когда интенсивность сношений с русскими резко увеличивается, возникает настоятельная потребность в обучении и овладении русским языком. Здесь необходимо отметить, что в обучении русскому языку не предусматривается изучение шариата, основное внимание уделяется преподаванию предметов, необходимых для различных отраслей хозяйства. Причем для каждой отрасли создана своя школа. Например, окончивший школу лесного хозяйства становится лесничим, школу юриспруденции — судьей, и т. д. Для того чтобы посеять семена знания среди казахов, пропагандировать оседлый образ жизни, для детей казахов открывались интернаты и сельскохозяйственные школы. В этих школах обучение будет вестись как на казахском, так и на русском языке.

О киргизском языке

Обитая в необозримых и пустынных степях Средней Азии и занимаясь исключительно скотоводством, киргизский народ, как известно, в течение многих веков жил совершенно обособленно от других азиатских народов и вел вполне самостоятельную жизнь со своеобразными условиями. Ввиду этих обстоятельств язык киргизский развивался самостоятельно и сделался как бы самостоятельным языком, очень мало имеющим общего с языками других народов Азии одного с ним происхождения.

Своеобразная природа степей, постоянная борьба за существование со стихиями и враждебными соседними племенами воспитали в киргизском народе здравый ум, живой темперамент, смышлености сообразительность. Сообразное этими качествами и язык киргизский получился живой, выразительный и довольно богатый формами . В степи нередко встречаются старики-ораторы, которые на родном своем языке говорят так выразительно, последовательно и вместе с тем просто и ясно, что не уступят иной раз, пожалуй, и европейским ораторам.

« .Язык каждого народа есть одно из самых могучих средств его на пути к просвещению, и только такой народ достоин уважения и может рассчитывать на хорошую будущность, который свято хранит и развивает свой язык. Киргизский же язык падает с каждым годом, и его необходимо поддержать и развивать. Поддержание и развитие киргизского языка и распространение русской грамотности . должны составлять, как нам кажется, нравственную обязанность просвещенных представителей киргизского народа .»

Статьи по теме:

Философия высшего образования и новые подходы к преподаванию философских дисциплин
Реальная потребность современного общества в людях творческих, которым присуще нестандартное мышление, умение анализировать ситуацию, находить пути решения возможных жизненных проблем обусловливает новые требования и подходы к подготовке специалиста высшей квалификации, прежде всего учителя, и к са ...

Проблемы дошкольного образования на современном этапе
Изменения, произошедшие в сфере дошкольного образования за последние 15-20 лет, приобрели обширный и во многом необратимый характер. Можно констатировать, что все это пока не привело к структурированию системы дошкольного воспитания, к разумной реорганизации ее в новую систему дошкольного образован ...

Литературные игры в старших классах
Постепенно, от класса к классу, учитель усложняет те же игровые задания. Для игры «Продолжи фразу» с девяти-, одиннадцатиклассниками полезны, например, такие цитаты: 1) “Чтобы докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздёрнутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я дол ...

Категории