Цель воспитания, по К. Д. Ушинскому, – гармоничное развитие личности. Основой его должно быть нравственное воспитание. Как средства обучения использовались личный пример, убеждение, предупреждения, поощрения, взыскания. Важнейшим условием воспитания служил труд.
Построение обучения велось на основе возрастных особенностей. Принципы посильности и последовательности определялись как основные. В обучении стал применяться и принцип наглядности. К. Д. Ушинский разработал методику повторения материала. Обучение выделялось как важнейшее средство воспитания, задачами которого были развитие способностей и овладение знаниями. Педагог обосновал классноурочную систему, составил учебные книги «Родное слово» и «Детский мир», где показал роль учителя в обучении и воспитании. Высказывал он и мысли о педагогических факультетах в университетах.
Таким образом, К. Д. Ушинский – это основоположник народной школы в России, создатель стройной педагогической системы, автор учебных книг. Он обогатил новыми приемами наглядность обучения. Его идея о связи школы с жизнью актуальна и в наше время. Именем К. Д. Ушинского в России названы учебные заведения, библиотеки, медаль.
В годы царствования Петра I развернулись радикальные преобразования в сфере народного просвещения. Следует отметить, что единый образовательный тип древности - церковно-религиозный - разбился на два типа: церковный и светский.
Церковный тип образования был представлен низшими епархиальными училищами, которые давали начальное образование, и духовными семинариями, открывавшимися по образцу московской академии, которые соответствовали среднему и высшему образованию. Церковные школы петровского времени по целям и содержанию образования были во многом схожи с церковными школами первого периода, но сословность стала фактом и для них: поощрялся прием и обучение детей только духовного звания.
Светское образование было представлено большим количеством разнообразных школ, которые не составляли систему и каждая из которых была автономным и полным учреждением. Необходимо обратить внимание на три главных признака этих школ.
1. Государственность: школы учреждались государством и обслуживали государственные интересы.
2. Сословность: для каждого сословия открывался свой тип школы, так как каждому сословию приписывались строго определенные обязанности перед государством.
3. Профессионализм: основная задача школ - подготовка профессионала для государственной службы.
К особенностям организации школ можно отнести:
а) полурусскость (большинство учителей - иностранцы, обучение шло на иностранных языках);
б) энциклопедичность содержания образования (предлагалось учить всему, что может оказаться полезным на службе государству);
в) большую часовую нагрузку;
г) спутанность, бессистемность обучения наукам;
д) принудительный характер обучения (обучение приравнивалось к государственной службе).
Другие формы светского обучения - обучение у отдельных профессионалов и обучение за границей. Общее образование не было представлено какими-либо учебными заведениями. Не получили распространения цифирные школы, первоначально задуманные Петром I как начальные, обязательные, бессословные учебные заведения. Высшее образование было представлено лишь в проектах и открывшейся в 1725 году Академией наук в Петербурге. В целом реформы просвещения проводились спонтанно, без материальной, научной, методической поддержки [10, C.68].
Статьи по теме:
Принцип отбора упражнений. Классификация артикуляционных упражнений
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, ...
История развития системы дополнительного образования детей и подростков в России
Внешкольное воспитание детей и подростков в дореволюционной России. Появление самых первых форм внеучебной деятельности в России связано со Шляхтетским кадетским корпусом в Петербурге. В 30-х годах XVIII века воспитанник корпуса, будущий поэт А.П. Сумароков вместе с товарищами организовал литератур ...
История
развития герменевтики как учения об интерпретации и понимании гуманитарных
явлений
Герменевтика как учение об истолковании зародилась в Древней Греции (Hermeneutikos - разъясняющий, истолковывающий). Согласно античным мифам, одним из «прислужников богов», вестником их воли был легендарный Гермес, который выступал «посредником» между богами и людьми. От имени этого мифологического ...