Пути развития фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Теория образования » Особенности формирования фонематических представлений у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи » Пути развития фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Страница 2

Логопед и сам может проверить физиологический слух воспитанника:

1. Слышит ли ребенок громкую речь на оба уха с шести метров? Дать слова: ухо, муха, нога, кадка, галка, зима, сова, зубы, цапля. Если слышит – отметить на каком расстоянии.

2. Слышит ли он шёпотную речь на расстоянии от одного до шести метров на оба уха? Слова для проверки дать те же.

При проверке слуха педагог поворачивает ребенка спиной к себе или прикрывает свой рот листом бумаги, чтобы обследуемый не мог читать с губ. Логопед может использовать психологический тест «Изображение человека». Если на детском рисунке человек изображен без ушей – то у юного художника имеются проблемы со слуховым восприятием.

Психологи советуют внимательно наблюдать за направлением взора ребенка во время первой же беседы. Это поможет определить основной (ведущий) тип восприятия:

1. Ребенок смотрит выше уровня глаз: его основное восприятие – зрительное, или визуальное.

2. Взор ребенка ниже уровня глаз, скользит по столу, рукам, коленям, по полу: ведущее восприятие – через тактильные ощущения, т.е. кинестетическое.

3. Ребенок переводит взгляд на уровне глаз влево-вправо (активизируя функции ушей – органов слуха): можно судить об основном типе восприятия – слуховом, или аудиальном восприятии. У такого ребенка при проверке ФС оказывается достаточно сформированным.

4. Взор ребенка по отношению у уровню глаз постоянно меняет свое направление: вверх – вниз – вправо и т.д.; в таком случае мы можем смело утверждать, что этот ребенок обладает всесторонним (универсальным) восприятием окружающего мира. У него достаточно гармонично развиты зрительный, кинестетический и слуховой анализаторы [10, с. 182].

В первых двух случаях как раз необходима помощь логопеда в развитии слухового внимания и формирования ФС. Специалист способствует развитию слухового анализатора с опорой на сохранные (зрительный, кинестетический).

При дальнейшем обследовании учитель-логопед определяет сформированность ФС, просит ребенка:

отобрать картинки, например, на звук п;

разложить картинки в две стопки, например, со звуком с – в одну, со звуком ш – в другую;

назвать первый звук в слове.

Логопедическая практика позволяет наблюдать коррекционный процесс у детей, имеющих различные нарушения речи. Надо отметить, что без развития ФС у каждого из них (независимо от речевой патологии) невозможно было бы достичь уровней хорошей или улучшенной речи. Внимание формированию речевого слуха не должно ослабевать на протяжении всех этапов коррекционной работы с логопатами, а не только подготовительного.

Обследование фонематического слуха проводится по трём направлениям:

различение сходных фонем на слух;

различение сходных фонем в произношении;

выявление готовности к звуковому анализу.

После чего у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием необходимо:

сгруппировать дефектные звуки по степени участия артикуляции и вычленить нарушения;

выделить смешиваемые звуки;

вычленить искаженные звуки.

Проводится анализ результатов, где обращается внимание, в каких условиях проявляется фонематическое недоразвитие.

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития [19, с. 94].

Логопед учитывает закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме, которые складываются путем постепенно вырабатывающейся дифференцировки в сфере различения характерных признаков речевых звуков.

Дифференциации звуков уделяется достаточное внимание. На основании уточнённых произносительных навыков осуществляются наиболее простые формы фонематического восприятия, т.е. умения услышать заданный звук в ряду других звуков, определить наличие звука в слове.

В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками и теми или иными формами анализа и синтеза. В определенной последовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте, анализу и синтезу простых односложных слов. И лишь позднее дети овладевают навыками звукового анализа и синтеза двух, трехсложных слов.

Далее основной единицей изучения становится не отдельный звук в составе слова, а целое слово. Дети учатся делить слова на слоги, используя схему. Далее идет анализ слов со стечением согласных, преобразование слов путем замены отдельных звуков (лук – сук, мак – рак). За это же время усваиваются термины: слог, предложение, гласные звуки, согласные звуки, звонкие, глухие, мягкие и твердые согласные.

Таким образом, развитие фонематического слуха, навыков фонематического анализа и синтеза у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи должно осуществляться в определенной последовательности с учетом сложности дефекта.

1. Фонетико – фонематическое недоразвитие речи - это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Анализ состояния проблемы одаренности в психолого – педагогической теории и практики
Отход от ориентации на «среднего» ученика и повышенный интерес к одаренным детям характерен для всей современной мировой образовательной системы. В развитых странах одаренные дети рассматриваются как основной стратегический потенциал общества и фактор безопасности государства. На рубеже веков пробл ...

Смысл действия деления
Действие деления рассматривается в начальной школе как действие, обратное умножению. Деление – это обратное умножению математическое действие: нахождение одного из сомножителей по произведению и другому сомножителю. С теоретико–множественной точки зрения смыслу деления соответствует операция разбие ...

Общие методические рекомендации к изучению темы ”Интеграл”
Данной темой фактически завершается изучение понятий, связанных с элементами математического анализа; рассматривается операция обратная дифференцированию как, при изучении производной, основное внимание уделяется ознакомлению интегрирования и его приложениями. В школьном курсе данная тема изучается ...

Категории