В основу структурного метода положены упражнения на отработку структурных моделей. Очень часто данные методы ассоциируются с именем Х. Пальмера, автора первых подстановочных таблиц, изданных в 1916 г данный метод предполагает примерно следующую последовательность действий:
1) аудирование речевых образцов с грамматической структурой в той или иной последовательности. Например:
This is a book/pen/a ruler/a boy
This is not a book/ a pen/ a ruler/ a boy
This is my book/ pen/ ruler/
Is this a book/ pen/ ruler
2) хоровое и индивидуальное проговаривание образцов за учителем или диктором
3) вопросно-ответные упражнения с учителем и в парах с использованием отрабатываемых структур
4) учебный диалог с несколькими структурами.
Плюсы |
Минусы |
- грамматическая структура становится объектом длительной и специальной отработки - у учащихся формируется динамический стереотип, готовность и способность автоматизировано употреблять готовую грамматическую структуру в речи, поскольку частота повторения однотипных действий с ней фиксирует ее в памяти как неделимое целое |
- упражнения носят механический, монотонный характер - учащимся скучно, они быстро устают - упражнения исключают речевой характер отработки - содержательная и речевая ценность предложений, как правило, невысока, поскольку все внимание направлено только на отработку формы |
В коммуникативном методе существует множество частных методов, начиная с метода гувернантки и заканчивая различными интенсивными методами.
1) Предваряющее слушание подлежащего к усвоению материала в конкретной речевой ситуации. Так, в курсах интенсива учитель проигрывает текст или полилог, где все лексические и грамматические единицы объединены сюжетной линией (первое знакомство, расселение и т.д.)
2) имиатция в речи при наличии речевой задачи, что исключает чисто механическое, бездумное повторение. Здесь можно попросить произнести фраз хором и индивидуально с определенным чувством, обращаясь к разным людям, в различных ситуациях. Часто это сопровождается мимикой, жестами, движениями, рифмуется, проговаривается под музыку и т.д.
3) группировка схожих по смыслу (форме) фраз, одновременная отработка однотипных враз, создание структурного образа речевой ситуации
What is your/his/her name?
Where are you/he/she / they from?
4) разнообразие обстоятельств автоматизации
одни и те же структуры будут встречаться в разнообразных ситуациях
5) действия по аналогии в схожих ситуациях общения (на таможне – в гостинице, )
Плюсы |
Минусы |
- высокая степень мотивации учащихся - речевая направленность отработки - разнообразие речевых контекстов использования |
- недооценка принципа сознательности - большая подготовка со стороны учителя - специальный набор речевых «этюдов», что далеко не всегда в арсенале каждого учителя - продолжительность во времени |
Эксплицитный подход осуществляется двумя методами: индуктивным и дедуктивным
Дедуктивный метод – от общего – к частному. От правила – к действию
1) изучается правило, сформулированное обычно с использованием специфических грамматических терминов.
2) учащиеся находят данное грамматическое явление или структуру в предложениях или в тексте, называют его форму, объясняют, в каком значении оно употребляется в данном контексте
3) выполняются подстановочные упражнения по аналогии с образцом
4) затем происходит переход к упражнениям на трансформацию в соответствии с правилом (раскройте скобки, поставьте глагол в нужную форму, перефразируйте предложение, используя указанное слово, найдите ошибки и исправьте их)
5) переводные упражнения с родного языка на иностранный
Плюсы |
Минусы |
- осуществляет реализацию принципов сознательности, научности - обеспечивает пооперационную отработку грамматического навыка - способствует формированию учебных умений и навыков, большой автономии учащихся - может быть использован при самостоятельной работе |
- трудности понимания грамматической терминологии - часто грамматика отрабатывается на безликих предложениях, вне связного речевого контекста, вне актуализируемой лексики и тематики общения, что приводит к тому, что грамматический навык существует словно сам по себе, вне формируемых речевых умений |
Статьи по теме:
Интерпретация педагогического знания как объясняющее понимание
В психолого-педагогической литературе содержится достаточно сведений, указывающих на двойственный характер человеческой деятельности, что естественным образом распространяется и на деятельность, связанную с пониманием, истолкованием и интерпретацией знаний о действительности. Двойственный характер ...
Технология свободного труда
Френе Селестен (1896-1966) - виднейший французский педагог и мыслитель, сельский учитель из местечка Ване. Включившись в начале XX века в движение за новое воспитание, он создал и до конца жизни руководил экспериментальной сельской начальной школой, где и реализовал свою альтернативную технологию. ...
Образовательные учреждения, созданные Петром I, их структура
и программы
В этих строках выражена самая суть характера Петра 1 – царя-реформатора. Еще с детства Петр отличался любознательностью, и поражал всех живостью и непоседливостью. Образование Петр ставил во главу всех реформ. В Москве одна за другой открывались школы – навигацкая, инженерная, артиллерийская, медиц ...