Характеристика музыкально-театрализованной деятельности как средства речевого развития при дизартрии у детей с ДЦПдошкольного возраста

Теория образования » Коррекция дизартрии у детей с ДЦП в процессе музыкально-театрализованной деятельности » Характеристика музыкально-театрализованной деятельности как средства речевого развития при дизартрии у детей с ДЦПдошкольного возраста

Страница 1

Для детей с дизартрией, имеющих выраженные нарушения опорно-двигательного аппарата, в нашей стране имеются специализированные детские сады и школы, где большое внимание уделяется лечебным и физиотерапевтическим мероприятиям.

Дети с ДЦП нуждаются в ранней комплексной лечебно-педагогической работе, прежде всего, направленной на развитие моторики речи и коммуникативного поведения. «Коррекционная работа проводится дифференцировано, с учетом формы заболевания и возраста ребенка».

Особенности речевого развития детей с дизартрией показывают, что они нуждаются в систематическом специальном обучении, направленном на преодоление дефектов звуковой стороны речи, развитие лексического запаса и грамматического строя речи, исправление нарушений письма и чтения.

Логопедическая работа с детьми-дизартриками базируется на знании структуры речевого дефекта при разных формах дизартрии, механизмов нарушения общей и речевой моторики, учете личностных особенностей детей. Особое внимание уделяется состоянию речевого развития детей в сфере лексики и грамматического строя, а также особенностям коммуникативной функции речи.

Положительные результаты логопедической работы достигаются при условии соблюдения следующих принципов:

- поэтапного взаимосвязанного формирования всех компонентов речи;

- системного подхода к анализу речевого дефекта;

- регуляции психической деятельности детей посредством развития коммуникативной и обобщающей функций речи.

В процессе систематических и в большинстве случаев длительных занятий осуществляются постепенная нормализация моторики артикуляционного аппарата, развитие артикуляционных движений, формирование способности к произвольному переключению подвижных органов артикуляции с одного движения на другое в заданном темпе, преодоление монотонии и нарушений темпа речи; полноценное развитие фонематического восприятия. Этим подготавливается основа для развития и коррекции звуковой стороны речи и формируются предпосылки для овладения навыками устной и письменной речи.

Логопедическую работу необходимо начинать в младшем дошкольном возрасте, создавая тем самым условия для полноценного развития более сложных сторон речевой деятельности и оптимальной социальной адаптации. Большое значение имеет также сочетание логопедических мероприятий с лечебными, преодоление отклонений в общей моторике.

Логопедическая работа при ДЦП отличается особой спецификой. «Известно, что у детей с церебральным параличом наиболее частыми формами речевых являются различные формы дизартрии, спецификой которых является общность нарушений речевой и скелетной моторики с недостаточностью кинестетического восприятия. Ребенок слабо ощущает как положение своих конечностей, так и органов артикуляции».

Одной из важнейших задач логопедической работы при церебральном параличе является развитие ощущений артикуляционных поз и движений, преодоление и предупреждение оральной диспраксии (которая может возникнуть вследствие плохого ощущения своих конечностей, и органов артикуляции). Для этого «используются упражнения с сопротивлением, чередованием упражнений с открытыми глазами со зрительным контролем с помощью зеркала и с закрытыми глазами с целью сосредоточения внимания на проприоцептивных (собственных) ощущениях.

«Нарушение звукопроизносительной стороны речи при ДЦП проявляется в виде различных форм дизартрии. Логопедическая работа дифференцируется в зависимости от формы дизартрии, уровня речевого развития и возраста ребенка». При этом, логопедическое воздействие при дизартрии у детей с ДЦП носит комплексный характер и включает коррекцию звукопроизношения в сочетании с формированием звукового анализа и синтеза, лексико-грамматического стороны речи и связанного высказывания.

Логопедическое воздействие при дизартрии проводится поэтапно.

1 этап является подготовительным. Основными его целями являются: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, воспитание потребности в общении, развитие и уточнение пассивного словаря.

2 этап – это формирование первичных коммуникативных произносительных навыков основная его цель развитие речевого общения и анализа. Проводится коррекция всех артикуляционных нарушений.

Одним из средств речевого развития при дизартрии у детей с ДЦП дошкольного возраста является музыкально-театрализованная деятельность, театрализованная игра.

Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие – ловкость, силу, третьи – конструкторские навыки. Есть игры, направленные на развитие творчества у ребенка, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. Одним из видов таких творческих игр является драматизация или, как теперь чаще называют этот вид игры – театрализованная игра.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Особенности познавательной сферы у детей со сложной структурой дефекта
В России на основе изучения особенностей развития детей с особенностями развития создана система коррекционного обучения . Исследования, посвященные изучению неуспевающих детей с различными нарушениями (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Г.Л. Зайцева, И.А. Соколянский, С.А. Зыков, М.С. Певзнер, Г.П. Берты ...

Биография Джона Дьюи
Дьюи Джон - американский философ-идеалист, один из ведущих представителей прагматизма, автор более 30 книг и 900 научных статей по философии, социологии, педагогике и др. дисциплинам. Родился близ Берлингтона (шт. Вермонт) 20 октября 1859. В 1882 поступил в университет Джонса Хопкинса в Балтиморе. ...

Предполагаемый образовательный результат
Результат образования представлен в виде образовательного результата, а именно, способности ребенка (коммуникативная, регуляторная, познавательная, творческая). Знания, умения и навыки рассматриваются в данном случае в качестве важнейшего средства не только общего развития ребенка, но и обеспечения ...

Категории