Коррекция дизартрии у детей с ДЦП в процессе музыкально-театрализованной деятельности

Теория образования » Коррекция дизартрии у детей с ДЦП в процессе музыкально-театрализованной деятельности

В настоящее время внимание значительной части педагогов, психологов и социальных работников привлечено к проблемам психомоторного развития детей дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что дошкольный период является периодом наиболее важным с точки зрения наиболее интенсивного развития, периодом формирования фундамента физического и психического здоровья ребенка. Вместе с тем, в настоящее время на первое место выходит проблема нарушений психического и физического развития ребенка, имеющая многочисленные причины. Наиболее распространенной и тяжелой формой нарушения психомоторного развития является детский церебральный паралич (далее ДЦП).

Распространенность ДЦП достаточно большая: 34-42 ребенка на 10000 новорожденных. Удельный вес ДЦП в структуре всех психоневрологических заболеваний детей составляет 43, 3%. У детей с ДЦП, прежде всего выключена из деятельности важнейшая функциональная система – двигательная. Выраженная двигательная патология, нередко в сочетании с сенсорной недостаточностью, является одной из причин недоразвития познавательной деятельности и интеллекта у детей с ДЦП.

О распространенности нарушений речи при ДЦП существуют разные мнения. По данным В. Кардвелл (1956) речевая патология имеет место в 73% случаев. К.А. Семенова отмечает, что частота расстройств речи зависит от формы паралича.

Частота речевых нарушений при ДЦП, по разным данным составляет от 70 до 80%. У 60-70% детей с ДЦП отмечается дизартрия.

Итак, известно, что у детей с церебральным параличом наиболее частыми формами речевых нарушений являются различные формы дизартрии, спецификой которых является общность нарушений речевой и скелетной моторики с недостаточностью кинестетического восприятия. Ребенок слабо ощущает как положение своих конечностей, так и органов артикуляции. Это способствует проявлениям общей и артикуляционной диспраксии, что затрудняет выполнение целенаправленных движений и усиливает нарушения звукопроизношения (Шипицина Л.М., Мамайчук Л.М., 2006).

Важность и своевременность совершенствования процесса коррекционного обучения и воспитания детей, страдающих речевыми нарушениями вследствие наличия такого заболевания как детский церебральный паралич, научная и практическая значимость этих проблем определяют актуальность нашего исследования.

Разработка новых технологий интегрированного подхода к содержанию логопедических занятий весьма актуальна. Интегрированные логопедические занятия способствуют развитию творческих и речевых способностей детей. Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств общения затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности.

На современном этапе развития педагогической науки особую важность приобретают идеи гуманизации образования, создание у детей представления о процессах преемственности культур. Исходя из этого, мы решили связать логопедическую работу с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов. Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Музыкально-театрализованные занятия могут иметь форму спектакля, студии, салона и т.д.

Поэтому мы обратились к музыкально-театрализованной деятельности как к средству всестороннего развития личности ребенка-логопата с ДЦП, воспитания у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах.

Цель исследования – теоретическое и практическое изучение особенностей применения музыкально-театрализованной деятельности как средства речевого развития при дизартрии у детей с ДЦП.

Объект исследования – процесс коррекции речевых нарушений у детей с ДЦП.

Предмет исследования – музыкально-театрализованная деятельность как средство речевого развития у детей с ДЦП.

Задачи:

1. Рассмотреть понятие, основные причины и формы ДЦП.

2. Выявить влияние ДЦП на речевое развитие ребенка дошкольного возраста.

3. Рассмотреть понятие, причины возникновения и классификацию клинических форм дизартрии.

4. Обобщить возможности выявления и изучения речевого развития при дизартрии у детей дошкольного возраста при ДЦП.

5. Охарактеризовать музыкально-театрализованную деятельность как средство речевого развития при дизартрии у детей с ДЦП.

6. Систематизировать требования у организации музыкально-театрализованной деятельности.

Методология исследования. Методы лечения и обучения детей с церебральным параличом разрабатывали К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова, Р.Д. Бабенкова, Н.В. Симонова, Э.С. Калижнюк, И.И. Мамайчук, И.Ю. Левченко, Г.В. Кузнецова Г.В. и др. Проблемами нарушений речи у детей с ДЦП занимались такие авторы, как Е.М. Мастюкова и М.В. Ипполитова.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы научно-педагогического исследования:

- теоретические: анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация и др.;

- эмпирические: наблюдение, анализ медицинской документации и заключений специалистов.

Наше исследование осуществлялось в течение с 2007 по 2009 гг.

Наблюдение за дошкольниками осуществлялось на базе МДОУ №53 комбинированного вида и ГУ «ЦМСРИ «Росток»».

Наше исследование носит теоретико-обобщающий характер и направлено на систематизацию взглядов ученых на проблему исследования, обоснование применения музыкально-театрализованной деятельности как средства речевого развития при дизартрии у детей с ДЦП.

Статьи по теме:

Ситуация успеха
Ситуацию успеха, создаваемую педагогом в учебно-воспитательной деятельности, можно представить в виде достаточно простой последовательной цепи, звеньями которой являются: установка на деятельность (эмоциональная подготовка ученика к решению учебной задачи); содержательное, технологическое и ресурсн ...

Организация и проведение формирующего эксперимента
Целью формирующего эксперимента является разработка методики использования информационных технологий на уроках математики в старших классах общеобразовательной школы. В связи с тем, что в 10-11 классах необходимо изучить большой объем материала, развивать интеллектуальные способности, повысить конк ...

Музыкальная любительская деятельность, как средство развития творческих способностей
Многообразие видов музыкальной деятельности (пение, музицирование, слушание музыки, ее обсуждение, изображение, сочинение, коллекционирование музыкальной символики, посещение музыкальных мероприятий) обеспечивает разнообразие способов творческого самовыражения личности на занятиях. Это мимические и ...

Категории