Влияние ДЦП на речевое развитие ребенка дошкольного возраста

Страница 1

«Речь – это высшая форма передачи информации с помощью акустических сигналов, письменных или пантомимических знаков. Ее социальная функция – обеспечение общения, а в интеллектуальном плане – это механизм абстрагирования и обобщения, создающий основу категориального мышления. Ни одна сколько-нибудь сложная форма психической деятельности не формируется и не реализуется без прямого или косвенного участия речи».

О распространенности нарушений речи при ДЦП существуют разные мнения. По данным В. Кардвелл (1956) речевая патология имеет место в 73% случаев. К.А. Семенова отмечает, что частота расстройств речи зависит от формы паралича. Так при спастической диплегии у 70% детей диагностируются дизартрии, реже встречается моторная алалия, при гемипаретической форме 25-35% детей имеют те же расстройства речи, при гиперкинетической форме дизартрия присутствует в 90% случаев, при атонически-астатической форме – 60-75, а при двойной гемиплегии всегда наблюдается тяжелая дизартрия или анартрия.

Большинство исследователей связывают нарушения речи самым непосредственным образом с ДЦП, пытаясь все симптомы речевых нарушений обусловить патологией движений органов артикуляционного аппарата. Такой подход является несколько односторонним, так как патология речи при ДЦП может иметь и традиционную этиологию, не зависящую от моторных расстройств или связанную с ними лишь опосредованно.

Учитывая разнообразие нарушений речи при ДЦП и сложную структуру данной патологии, можно представить, что развитие речи у этих детей во многом зависит от проявлений данного расстройства. Так на развитие речи оказывают влияние:

· те же обстоятельства, которые вызывают патологию речи у детей без ДЦП;

· моторные нарушения в периферическом речевом аппарате.

В зависимости от их распространенности, интенсивности и характера у детей развиваются разные формы дизартрии;

· сенсорные расстройства, которые могут быть связаны с моторными нарушениями.

Нарушения зрения, слуха и осязания, задержка в развитии перцепции отрицательно влияют на овладение лексикой и речью в целом;

· частные отклонения в строении артикуляционного аппарата, обусловленные внутриутробной патологией, которые могут являться механическим препятствием к овладению правильным произношением;

· органические поражения ЦНС, затрагивающие не только ее моторные отделы. При наличии билатеральных деструкций в височных зонах и заднем ассоциативном комплексе возникают алалии;

· социальные условия развития больного ребенка – позднее становление ситуативно-делового общения и предметно-практической деятельности, частичная изоляция от окружающих.

В свою очередь речевые расстройства также оказывают влияние на развитие ребенка с церебральным параличом: ограничивают речевое общение или привносят в него специфический компонент, отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности, возникают проблемы в развитии вербального интеллекта.

«Частота речевых нарушений при ДЦП, по разным данным составляет от 70 до 80%. Длительное исследование детей с ДЦП позволило выделить ряд патологических особенностей уже в предречевой период. Е.В. Архиповой было проведено исследование 155 детей с церебральным параличом в возрасте от 6 мес. до 2-х лет, у 73 из них лепет отсутствовал, у 62 детей спонтанный лепет появился лишь к 1 году, у 20 – только к 2-м годам» [1]. У детей наблюдалась малая активность звуковых проявлений, лепет был беден звуками (наиболее характерными сочетаниями в лепете были: ма, па, эа, аэ), фрагментарен, звуковые ряды отсутствовали. Состояние артикуляционного аппарата детей с ДЦП препятствовало развития артикуляционной моторики, появлению новых звуков, а также артикулированию слогов период лепета. В большинстве случаев в лепете детей не наблюдалось той последовательности этапов развития лепета, что характерны для нормы. Рано начатая (еще в предречевой период) коррекционно-логопедическая работа способствует развитию артикуляционного аппарата и подготовке его к отдельному произношению звуков, позволяет предупредить формирование грубых нарушений звукопроизносительной стороны речи, у детей с ДЦП.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Методика изучения тем «Периметр» и «Площадь»
Тема «Величины» не изучается в какой-то определенный период учебного времени, а рассматривается в течение всего времени курса обучения математике, органично вплетаясь в изучение других тем. К формированию понятия величины в начальной школе применяется пропедевтический подход, понятие величины форми ...

Психологические особенности в реализации индивидуального воспитания
Практика показывает, что наблюдательный и опытный учитель может определить типологические особенности учеников, их самооценку по «жизненным показателям», хотя он часто делает это интуитивно, подсознательно. Наибольшие трудности в этом плане испытывают начинающие учителя. В связи с этим, педагог дол ...

Требования к организации работы учебного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий
§ Урок должен проводить учитель начальных классов, т.к. он обучен методике преподавания предметов в начальной школе, знает предметный материал и возрастные особенности детей младшего школьного возраста. § Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и м ...

Категории