Итак, у дошкольников с церебральным параличом могут встречаться любые нарушения речи, известные в логопедии. В то же время есть ряд речевых расстройств, которые так же как ДЦП, обусловлены органическим поражением центральной нервной системы и поэтому встречаются особенно часто у этой категории детей. К таким нарушениям относятся дизартрия и алалия, которые представлены разными формами и выражены по-разному.
«У 60-70% детей с ДЦП отмечается дизартрия».
Нарушение звукопроизношения у детей с ДЦП в основном связано с двигательными расстройствами. При ДЦП может наблюдаться недостаточный уровень лексико-грамматической стороны речи. Исследования, проведенные Е.М. Мастюковой, показали, что: «…первые слова у обследованных детей с ДЦП в среднем появились к 1,5 годам, фразовая речь – к 3–3,5 годам». По данным М.В. Ипполитовой и Н.В. Симоновой, дети с ДЦП 6-7 лет редко употребляют предлоги: над, под, между, перед, в (середине). Для большинства детей характерна недостаточная дифференциация и низкая актуализация временных, и всех пространственных связей и отношений речи.
Исследования Н.В. Симоновой показали, что дети с ДЦП в возрасте от 5 до 7 лет имеют ограниченный пассивный и активный словарь. Что свидетельствует об узости общих представлений, которые формируются в процессе освоения различных видов деятельности. Крайне бедно в словаре представлены группы слов отражающих определенную тематику: транспорт, животный и растительный мир и пр. Многие дети забывают словесные обозначения предметов и вынуждены заменять их обозначением предметов. Н.В. Симонова указывала на сходство лексико-грамматического развития детей с ДЦП, с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР).
Задержка речевого развития у детей с ДЦП вызвана как поражением двигательных механизмов речи, так и спецификой заболевания, ограничивающего возможности для общения. Кроме того, у детей с ДЦП наблюдаются нарушение восприятия, играющие важную роль в формировании восприятия. «У большинства детей школьного возраста можно определить своеобразие речевого развития, у некоторых – разную степень выраженности ОНР». В обиходной речи ограничено число слов, обозначающих расположение места в пространстве. Отмечается и своеобразие в понимании речи, а именно: недостаточное понимание многозначности слов, иногда незнание предметов и явлений окружающей действительности.
По данным Л.Б. Халиловой, у школьников с ДЦП имеются лексические затруднения, свидетельствующие о низком уровне языковых способностей. Для большинства учащихся с ДЦП характерны слабая дифференциация лексических значений, незнанию языковых правил перефразирования, неточности употребления антонимов и синонимов, нарушение лексической сочетаемости слов. Все это приводит к неправильному построению предложений.
У детей с ДЦП страдает мелодико-интонационная сторона речи: голос обычно слабый, иссякающий, немодулированный, интонации невыразительны.
Поскольку ребенок с ДЦП нередко лишен общения со сверстниками и взрослыми, то особенно актуальной становится проблема развития коммуникативной стороны речи, т.е. общения.
У детей с ДЦП были обнаружены спастическая, гиперкинетическая и мозжечковая формы дизартрии. В каждой форме можно выделить три степени поражения: легкую, среднюю и тяжелую. Исследователями наблюдались у детей с ДЦП смешанные формы: спастико-атактическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактико-гиперкинетическая.
Статьи по теме:
Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся
Учитывая важную роль самовоспитания в развитии и формировании учащихся, учителям и классным руководителям следует активно заниматься его организацией. Содержание и формы работы по организации самовоспитания могут быть самыми разнообразными. Тут многое зависит от того насколько сами учителя компетен ...
Сущность интеллектуальных умений учащихся
В педагогическом словаре понятие «умение» определяется следующим образом: «умения – подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно и сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта». Учебные умения предполагают использование ранее полученного опыта, ...
Единообразное оформление ссылок на юридическую литературу
Единообразное и правильное оформление ссылок на литературные источники имеет существенное значение, которое может быть уподоблено значению стандартного чертежного формата, принятого во всем мире. Настоящие Методические рекомендации по оформлению ссылок на юридическую литературу основаны на действую ...