Влияние ДЦП на речевое развитие ребенка дошкольного возраста

Страница 2

Итак, у дошкольников с церебральным параличом могут встречаться любые нарушения речи, известные в логопедии. В то же время есть ряд речевых расстройств, которые так же как ДЦП, обусловлены органическим поражением центральной нервной системы и поэтому встречаются особенно часто у этой категории детей. К таким нарушениям относятся дизартрия и алалия, которые представлены разными формами и выражены по-разному.

«У 60-70% детей с ДЦП отмечается дизартрия».

Нарушение звукопроизношения у детей с ДЦП в основном связано с двигательными расстройствами. При ДЦП может наблюдаться недостаточный уровень лексико-грамматической стороны речи. Исследования, проведенные Е.М. Мастюковой, показали, что: «…первые слова у обследованных детей с ДЦП в среднем появились к 1,5 годам, фразовая речь – к 3–3,5 годам». По данным М.В. Ипполитовой и Н.В. Симоновой, дети с ДЦП 6-7 лет редко употребляют предлоги: над, под, между, перед, в (середине). Для большинства детей характерна недостаточная дифференциация и низкая актуализация временных, и всех пространственных связей и отношений речи.

Исследования Н.В. Симоновой показали, что дети с ДЦП в возрасте от 5 до 7 лет имеют ограниченный пассивный и активный словарь. Что свидетельствует об узости общих представлений, которые формируются в процессе освоения различных видов деятельности. Крайне бедно в словаре представлены группы слов отражающих определенную тематику: транспорт, животный и растительный мир и пр. Многие дети забывают словесные обозначения предметов и вынуждены заменять их обозначением предметов. Н.В. Симонова указывала на сходство лексико-грамматического развития детей с ДЦП, с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР).

Задержка речевого развития у детей с ДЦП вызвана как поражением двигательных механизмов речи, так и спецификой заболевания, ограничивающего возможности для общения. Кроме того, у детей с ДЦП наблюдаются нарушение восприятия, играющие важную роль в формировании восприятия. «У большинства детей школьного возраста можно определить своеобразие речевого развития, у некоторых – разную степень выраженности ОНР». В обиходной речи ограничено число слов, обозначающих расположение места в пространстве. Отмечается и своеобразие в понимании речи, а именно: недостаточное понимание многозначности слов, иногда незнание предметов и явлений окружающей действительности.

По данным Л.Б. Халиловой, у школьников с ДЦП имеются лексические затруднения, свидетельствующие о низком уровне языковых способностей. Для большинства учащихся с ДЦП характерны слабая дифференциация лексических значений, незнанию языковых правил перефразирования, неточности употребления антонимов и синонимов, нарушение лексической сочетаемости слов. Все это приводит к неправильному построению предложений.

У детей с ДЦП страдает мелодико-интонационная сторона речи: голос обычно слабый, иссякающий, немодулированный, интонации невыразительны.

Поскольку ребенок с ДЦП нередко лишен общения со сверстниками и взрослыми, то особенно актуальной становится проблема развития коммуникативной стороны речи, т.е. общения.

У детей с ДЦП были обнаружены спастическая, гиперкинетическая и мозжечковая формы дизартрии. В каждой форме можно выделить три степени поражения: легкую, среднюю и тяжелую. Исследователями наблюдались у детей с ДЦП смешанные формы: спастико-атактическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактико-гиперкинетическая.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Приоритетные направления развития педагогической науки в современных условиях
Школа - социальный институт, общественно-государственная система (см. Закон РФ "Об образовании" 1992), призванная удовлетворять образовательные запросы общества, личности и государства. Школа - это колыбель народа. Социальный заказ, данный народному образованию, однозначен: воспитать твор ...

Современные наработки в организации внеурочной деятельности по социальному творчеству
В современной литературе встречается большое количество наработок в данной сфере. Рассмотрим схему построения программы внеурочной деятельности по социальному направлению на примере проектов: 1. Проект «Классная клумба»; 2. Проект «Добрые дела для моего класса»; 3. Проект «Наши руки не знают скуки» ...

Основные направления социально-педагогической коррекции девиантного поведения подростков
Одним из самых деликатных направлений в педагогической науке и образовательной практике является область коррекционной педагогики. Сегодня организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями психофизического развития - одна из актуальнейши ...

Категории