Итак, логопедическую работу с детьми с ДЦП можно связать с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов. Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Театрализованные занятия могут иметь форму спектакля, студии, салона и т.д.
Можно использовать следующие виды театральной деятельности:
- музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;
- художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);
- театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры).
Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.
Основные направления логопедической работы в театрально-игровой деятельности:
- Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
- Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
- Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
С помощью театрализованной игры проводится коррекционная работа с ребенком-инвалидом с диагнозом ДЦП и его семьей; происходит обоснование распределения средств и методов театрально-игровой деятельности в соответствии с психолого-педагогическими особенностями развития детей- инвалидов. Помогая ребёнку, театр помогает и его семье, которая остро нуждается во внимании со стороны здорового общества. Театр снимает напряжённость, разрешает конфликтные ситуации, а главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка-инвалида и даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде.
В структуру занятия входят: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, эмоции, общение, пластика, театральный этюд, совместная деятельность педагога (родителя) и ребёнка. Одна из особенностей проводимых занятий состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями. Это позволяет родителям глубже понять своего ребенка, сплотить семью через театрализованную деятельность, пропагандировать театрализованную игру среди других родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями, вести индивидуальную работу с каждым ребенком.
Первые театрализованные игры проводит сам педагог, вовлекая в них детей. Далее в занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых взрослый становится партнёром в игре и предлагает ребёнку проявить инициативу в её организации. Лишь только потом побуждает детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании.
Использование театрализованной игры осуществляется по определённой системе. Вся работа делится на 2 этапа: подготовительный и основной.
Задачи подготовительного этапа:
1. Создание благоприятных эмоциональных условий для пребывания ребёнка в ДОУ.
2. Установление эмоционального, доверительного контакта между педагогом и ребёнком, педагогом и родителем.
3. Развитие у детей положительного эмоционального отношения к взрослым и сверстникам, окружающему миру, театрализации.
В рамках основного этапа коррекционно-воспитательная работа с детьми-инвалидами ведётся по следующим направлениям: обучение принятию игрового образа; развитие двигательных функций, обуславливающих точность выполнения задуманного действия; обучение использованию различных средств межличностного общения.
Театрально-игровая деятельность, должна сочетать как можно больше средств и способов развития творческих и речевых способностей ребенка. Одной из составляющих логопедического занятия, воспроизводящих и синтезирующих в себе театрально-игровую деятельность, является сопряженная гимнастика, способствующая не только развитию мелкой моторики рук, но и лучшей координации движений. Упражнения объединены простеньким сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка.
Театральная игра проводится на занятии по заранее подготовленному сценарию, в основу которого положено содержание рассказа, сказки, спектакля. Предварительная работа с детьми включает разучивание стихов, движений, беседы, рассматривание картин, проведение творческих игр и многое другое. Большой интерес вызывает у детей единый сюжет занятия. Тематика и содержание занятий с элементами театральной игры имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания, что позволяет через театральные образы оказывать воспитательное влияние на детей.
Статьи по теме:
Предматематическое развитие дошкольника в современных образовательных
программах. Анализ программного содержания
Основная задача педагога-воспитателя наполнить повседневную жизнь группы детей дошкольного возраста интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспи ...
Виды дифференциации
В основу классификации форм дифференциации положены виды дифференциации и уровни ее реализации. Выделяют следующие виды дифференциации. 1-й – микроуровень - его называют уровнем класса, когда различный подход осуществляется к отдельным группам детей внутри класса; этот уровень называется иногда вну ...
Понятие декоративного образа
Дать более четкое определение «декоративного образа» и нет ссылок. Народное декоративно-прикладное искусство — одно из средств эстетического воспитания — помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство, национально ...