Характеристика музыкально-театрализованной деятельности как средства речевого развития при дизартрии у детей с ДЦПдошкольного возраста

Теория образования » Коррекция дизартрии у детей с ДЦП в процессе музыкально-театрализованной деятельности » Характеристика музыкально-театрализованной деятельности как средства речевого развития при дизартрии у детей с ДЦПдошкольного возраста

Страница 5

Итак, логопедическую работу с детьми с ДЦП можно связать с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов. Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Театрализованные занятия могут иметь форму спектакля, студии, салона и т.д.

Можно использовать следующие виды театральной деятельности:

- музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;

- художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);

- театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры).

Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.

Основные направления логопедической работы в театрально-игровой деятельности:

- Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.

- Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

- Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

С помощью театрализованной игры проводится коррекционная работа с ребенком-инвалидом с диагнозом ДЦП и его семьей; происходит обоснование распределения средств и методов театрально-игровой деятельности в соответствии с психолого-педагогическими особенностями развития детей- инвалидов. Помогая ребёнку, театр помогает и его семье, которая остро нуждается во внимании со стороны здорового общества. Театр снимает напряжённость, разрешает конфликтные ситуации, а главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка-инвалида и даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде.

В структуру занятия входят: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, эмоции, общение, пластика, театральный этюд, совместная деятельность педагога (родителя) и ребёнка. Одна из особенностей проводимых занятий состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями. Это позволяет родителям глубже понять своего ребенка, сплотить семью через театрализованную деятельность, пропагандировать театрализованную игру среди других родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями, вести индивидуальную работу с каждым ребенком.

Первые театрализованные игры проводит сам педагог, вовлекая в них детей. Далее в занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых взрослый становится партнёром в игре и предлагает ребёнку проявить инициативу в её организации. Лишь только потом побуждает детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании.

Использование театрализованной игры осуществляется по определённой системе. Вся работа делится на 2 этапа: подготовительный и основной.

Задачи подготовительного этапа:

1. Создание благоприятных эмоциональных условий для пребывания ребёнка в ДОУ.

2. Установление эмоционального, доверительного контакта между педагогом и ребёнком, педагогом и родителем.

3. Развитие у детей положительного эмоционального отношения к взрослым и сверстникам, окружающему миру, театрализации.

В рамках основного этапа коррекционно-воспитательная работа с детьми-инвалидами ведётся по следующим направлениям: обучение принятию игрового образа; развитие двигательных функций, обуславливающих точность выполнения задуманного действия; обучение использованию различных средств межличностного общения.

Театрально-игровая деятельность, должна сочетать как можно больше средств и способов развития творческих и речевых способностей ребенка. Одной из составляющих логопедического занятия, воспроизводящих и синтезирующих в себе театрально-игровую деятельность, является сопряженная гимнастика, способствующая не только развитию мелкой моторики рук, но и лучшей координации движений. Упражнения объединены простеньким сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка.

Театральная игра проводится на занятии по заранее подготовленному сценарию, в основу которого положено содержание рассказа, сказки, спектакля. Предварительная работа с детьми включает разучивание стихов, движений, беседы, рассматривание картин, проведение творческих игр и многое другое. Большой интерес вызывает у детей единый сюжет занятия. Тематика и содержание занятий с элементами театральной игры имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания, что позволяет через театральные образы оказывать воспитательное влияние на детей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Структура пояснительной записки к дипломному и курсовому проекту
Структурными элементами пояснительной записки являются: - титульный лист; - реферат; - содержание; - введение; - основная часть; - заключение; - список использованных источников; - приложения. Каждый структурный элемент пояснительной записки следует начинать с нового листа (страницы). ...

Специфика обучения межкультурной коммуникации в средней школе
В настоящем разделе мы рассмотрим вопрос о том, в чем трудность обучения межкультурной коммуникации в условиях средней школы (до и вуза тоже), когда и учитель, и ученик/студент являются носителями одного родного языка и одной культуры. По нашему мнению, этот вопрос достаточно всесторонне исследовал ...

Внеурочная форма организации экологического образования младших школьников
Внеурочная работа как форма организации учебной деятельности учащихся обусловлена необходимостью решения обязательных учебных задач, заложенных в программе. Она, как и урок, является обязательной. Однако в отличие от урока она не ограничена строгими временными рамками, и продолжительность ее выполн ...

Категории