Диагностика художественных и творческих способностей в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Теория образования » Развитие и формирование художественных и творческих способностей у детей дошкольного возраста » Диагностика художественных и творческих способностей в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Страница 1

С образовательной точки зрения цель системы выявления творческих способностей у детей – достижение оптимального соответствия конкретной развивающей учебной программы психическим особенностям, потребностям, интересам определенной группы детей.

На этапе обучения в течение года было проведено два среза выявления особенностей детского рисования и способности нестандартно, мыслить, в творческих заданиях.

Для определения уровней художественных и творческих способностей в рисовании, лепке и аппликации были разработаны критерии оценки созданных детьми изображений:

1. Знание цветов и оттенков.

2. Владение изобразительной технологией.

3. Использование нетрадиционных способов рисования.

4. Знание видов искусства.

5. Декоративное прикладное творчество.

6. Способность нестандартно мыслить в творческих заданиях.

7. Владение техническими навыками (кистью и карандашом).

8. Использование разных художественных материалов.

9. Смешивание красок.

10. Владение ножницами.

11. Навыки и умения в лепке.

В соответствии с критериями определить уровни художественных и творческих способностей в изодеятельности детей.

2008–2009г.

Уровень %

Старшая группа

Подготовительная группа

начало года

I полугодие

начало года

I полугодие

низкий

13,7

11,5

11,6

10,3

средний

81,5

83,7

80,4

81,3

высокий

4,8

4,8

8

8,4

Сравнительный анализ результатов за I полугодие показал повышение уровня знаний умений и навыков у детей обеих групп. Таким образом четко вырисовываются разделы изодеятельности по которым дети более активно и творчески работают на занятиях.

1. Нетрадиционное рисование.

2. Занятия по лепке и аппликации.

3. Знание цветов и оттенков.

4. Способность нестандартно мыслить в творческих заданиях (подготовительная группа – 80%, старшая группа – 60,7%).

Прежде всего, следует подчеркнуть, что умение принять и поставить задачу, связанную с проявлением творческих способностей, с позиции предъявленных требований, представляет для многих дошкольников определенные трудности.

К этим детям относятся в основном дети, вновь поступившие в детский сад, дети с неразвитым творческим мышлением и дети с задержкой психического развития (ЗПР).

Рисунок детей этого уровня отличается бедностью композиции, не выразительностью образов, плохими навыками в смешивании красок и формообразующих движений.

С учетом полученных данных была поставлена задача продолжить давать задания, формирующие художественные способности детей, больше уделять внимание социально – эмоциональному развитию, не ограничиваясь только передачей представлений и навыков. Стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изодеятельности, применяя нетрадиционную технику изображения, новые технологии. С отстающими детьми, показавшими низкий уровень освоения программы проводить индивидуальные занятия, как в группе с воспитателем, так и в изостудии.

В течение всего года наряду с традиционными методами и приемами были использованы новые педагогические технологии, а именно, новые развивающие игры и упражнения, нетрадиционные техники способствующие развитию воображения, фантазии.

С этими детьми больше проводилось занятий, развивающие упражнения для кисти руки. Давались консультации для родителей по теме лучшего развития мелкой материки и творческого мышления.

К концу года после проведения итоговой диагностики художественных и творческих способностей детей математико–статистический анализ показал, что произошло процентное увеличение двух уровней – среднего и высокого и значительное уменьшение низкого уровня знаний, умений, навыков по всем критериям.

2008–2009г.

Уровни %

Старшая группа

Подготовительная группа

I полугодие

II полугодие

I полугодие

II полугодие

низкий

11,5

8,5

10,3

5,8

средний

83,7

85

81,3

84,2

высокий

4,8

6,5

8,4

10

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Приемы, способствующие формированию нравственных ценностей при знакомстве с произведениями В.А. Осеевой во внеклассной работе
Как было отмечено в параграфе 1.2., работа с произведениями В.Осеевой в начальной школе может быть эффективным средством формирования нравственных ценностей. Большими возможностями для использования произведений В. Осеевой с целью формирования у младших школьников нравственных ценностей обладает вн ...

Младшие школьники и их половое воспитание
К этой группе, имеющей разные названия в разных системах возрастной периодизации (позднее детство, второе детство, препубертатный период, относятся дети 7-11 лет. Если нижняя возрастная граница варьируется весьма незначительно и, как правило, определяется поступлением в школу, то верхняя весьма усл ...

Основные факторы, побуждающие личность к самовоспитанию
Практика показывает, что учащиеся начинают заниматься самовоспитанием только тогда, когда они уже отдают себе ясный отчет в своих действиях и поступках, когда у них вырабатывается способность к самооценке, к осмыслению своих положительных и отрицательных качеств и возникает потребность в собственно ...

Категории