С образовательной точки зрения цель системы выявления творческих способностей у детей – достижение оптимального соответствия конкретной развивающей учебной программы психическим особенностям, потребностям, интересам определенной группы детей.
На этапе обучения в течение года было проведено два среза выявления особенностей детского рисования и способности нестандартно, мыслить, в творческих заданиях.
Для определения уровней художественных и творческих способностей в рисовании, лепке и аппликации были разработаны критерии оценки созданных детьми изображений:
1. Знание цветов и оттенков.
2. Владение изобразительной технологией.
3. Использование нетрадиционных способов рисования.
4. Знание видов искусства.
5. Декоративное прикладное творчество.
6. Способность нестандартно мыслить в творческих заданиях.
7. Владение техническими навыками (кистью и карандашом).
8. Использование разных художественных материалов.
9. Смешивание красок.
10. Владение ножницами.
11. Навыки и умения в лепке.
В соответствии с критериями определить уровни художественных и творческих способностей в изодеятельности детей.
2008–2009г.
Уровень % |
Старшая группа |
Подготовительная группа | ||
начало года |
I полугодие |
начало года |
I полугодие | |
низкий |
13,7 |
11,5 |
11,6 |
10,3 |
средний |
81,5 |
83,7 |
80,4 |
81,3 |
высокий |
4,8 |
4,8 |
8 |
8,4 |
Сравнительный анализ результатов за I полугодие показал повышение уровня знаний умений и навыков у детей обеих групп. Таким образом четко вырисовываются разделы изодеятельности по которым дети более активно и творчески работают на занятиях.
1. Нетрадиционное рисование.
2. Занятия по лепке и аппликации.
3. Знание цветов и оттенков.
4. Способность нестандартно мыслить в творческих заданиях (подготовительная группа – 80%, старшая группа – 60,7%).
Прежде всего, следует подчеркнуть, что умение принять и поставить задачу, связанную с проявлением творческих способностей, с позиции предъявленных требований, представляет для многих дошкольников определенные трудности.
К этим детям относятся в основном дети, вновь поступившие в детский сад, дети с неразвитым творческим мышлением и дети с задержкой психического развития (ЗПР).
Рисунок детей этого уровня отличается бедностью композиции, не выразительностью образов, плохими навыками в смешивании красок и формообразующих движений.
С учетом полученных данных была поставлена задача продолжить давать задания, формирующие художественные способности детей, больше уделять внимание социально – эмоциональному развитию, не ограничиваясь только передачей представлений и навыков. Стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изодеятельности, применяя нетрадиционную технику изображения, новые технологии. С отстающими детьми, показавшими низкий уровень освоения программы проводить индивидуальные занятия, как в группе с воспитателем, так и в изостудии.
В течение всего года наряду с традиционными методами и приемами были использованы новые педагогические технологии, а именно, новые развивающие игры и упражнения, нетрадиционные техники способствующие развитию воображения, фантазии.
С этими детьми больше проводилось занятий, развивающие упражнения для кисти руки. Давались консультации для родителей по теме лучшего развития мелкой материки и творческого мышления.
К концу года после проведения итоговой диагностики художественных и творческих способностей детей математико–статистический анализ показал, что произошло процентное увеличение двух уровней – среднего и высокого и значительное уменьшение низкого уровня знаний, умений, навыков по всем критериям.
2008–2009г.
Уровни % |
Старшая группа |
Подготовительная группа | ||
I полугодие |
II полугодие |
I полугодие |
II полугодие | |
низкий |
11,5 |
8,5 |
10,3 |
5,8 |
средний |
83,7 |
85 |
81,3 |
84,2 |
высокий |
4,8 |
6,5 |
8,4 |
10 |
Статьи по теме:
Анализ исследования
Гипотезой моего исследования являлось, что использование интерактивного подхода в обучении иностранным языкам результативно влияет на уровень говорения. Проведя наблюдения, я выделила 2 класса в которых буду использовать интерактивные методы обучения, а в остальных трёх паралеллях, применять традиц ...
Основы изучения имени прилагательного в начальной школе
Лингвистические основы изучения имени прилагательного В многочисленных трудах по морфологии русского языка наблюдаются различия в трактовке имени прилагательного как части речи. Авторы “Русской грамматики” дают такое определение: “Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая непроцессуальный п ...
Взаимосвязь руководителя изостудии с воспитателями групп
Девиз программы «Детство», «Чувствовать – Познавать – Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребенка. Большую роль в пробуждении детей, стимулировании воображений, желания включатся в творческую деятельность, играет линия Познания. В дошкольном возрасте процесса познания ...