Пример решения экспериментальной задачи

Дан раствор гидроксида кальция. Получите карбонат кальция, а из него – хлорид кальция.

Техника решения задач данного типа:

Напишите формулы всех веществ, о которых идет речь в задаче, а под ними – название класса, к которому принадлежит вещество.

Гидроксид кальция Карбонат кальция Хлорид кальция

Са(ОН )2 _ _

Основание _

( щелочь ) _

Вспомните, как можно превратить растворимое основание в соль:

1) щелочь + → соль + _;

2) щелочь + → соль + _;

3) щелочь + → соль + _.

Запишите уравнения реакций, проверьте, правильно ли расставлены коэффициенты

Теперь, когда известно, какие вещества необходимо иметь, чтобы получить карбонат кальция, можно начинать записывать план работы.

Обоснование. Чтобы получить из щелочи соль, можно:

прилить раствор кислоты;

прилить раствор другой соли;

подействовать на раствор щелочи кислотным оксидом.

Первый способ использовать нельзя, так как угольная кислота неустойчива, быстро разлагается на оксиды и её нет в лаборатории. Поэтому для решения задачи можно взять или раствор карбоната кальция, или углекислый газ.

Очень важно в самом начале стимулировать творческую активность учащихся. Возможность реализации данной задачи решается через решение творческих задач.

Следует отметить, что желательно, чтобы решение творческих задач носило по возможности прикладной характер.

Предлагаю несколько вариантов задач данного типа.

1) У Вас дома ремонт. Нужно белить потолки, а медного купороса нет и нечем «размыть потолок». К счастью, завтра урок химии, и Вы имеете реальную возможность применить свои химические знания на практике. Что будете делать? (Для простоты будем считать, что медный купорос – это сульфат меди (II ).)

2) Все бабушки очень любят внучат. Особенно они любят кормить их всякими вкусностями: пирогами, пирожками… Но вот беда: у бабушки нет ни дрожжей, ни питьевой соды (гидрокарбонат натрия), есть только стиральная ( карбонат натрия ). – Вот была бы питьевая сода! – сокрушается бабушка. Может быть, Вы сможете ей помочь?

Идентификация ( определение ) веществ

При решении творческих задач учащиеся должны научиться определять неизвестные вещества, то есть идентифицировать их.

Предлагаем задачи, которые могут вызвать интерес у учащихся не только 8 класса, но более старшего возраста.

Вот текст веселой песенки из рекламы шампуня: «Джонсон-бэби» не щиплет глазки. «Джонсон-бэби» нежный и ласковый». Мыло «щиплет глазки» потому, что его раствор имеет щелочную реакцию среды, а шампунь «не щиплет глазки», если его раствор нейтрален. Определите, нейтрален ли выданный вам раствор шампуня. Сравните с реакцией среды в растворе мыла. Сделайте это химическим путем, а не биологическим, проводя эксперимент над своими глазами.

Эта леденящая душу история произошла задолго до того, как д’Артаньян покинул свой родной дом и отправился в Париж.

Мушкетеры готовились к бою с гвардейцами кардинала, но из-за нерадивых слуг их шпаги заржавели. Гвардейцы радовались, предвкушая победу. К счастью, неподалеку жил старый алхимик, который быстро вернул блеск шпагам мушкетеров, применив свое тайное средство.

Воспроизведите действия алхимика, взяв вместо ржавой шпаги ржавый гвоздь.

Очень важно воспитать у учащихся правильное отношение к химическому эксперименту., независимо от того, решение это типовой или творческой задачи.

Учащиеся должны понять, что мир, который нас окружает, уникален, и в нем постоянно происходят разные химические процессы. Поэтому, при проведении любых опытов, даже самых безобидных, необходимо строго соблюдать следующие правила: обоснование опыта, правила техники безопасности, программа проведения и наблюдения, вывод.

Здесь мы предоставили вам несколько советов, если вам интересно и вы хотите продолжить повышать свой научный потенциал, возьмите книги: О. Ольгин «Опыты без взрывов» или Э. Гроссе «Химия для любознательных», - в них вы найдете описания многих опытов, эффектных и безопасных.

Статьи по теме:

Литературные игры в старших классах
Постепенно, от класса к классу, учитель усложняет те же игровые задания. Для игры «Продолжи фразу» с девяти-, одиннадцатиклассниками полезны, например, такие цитаты: 1) “Чтобы докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздёрнутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я дол ...

Текстовая природа герменевтической щ интерпретации педагогического знания
М.М. Бахтин писал, что непосредственной действительностью мысли и переживаний, из которой только и могут исходить гуманитарные дисциплины, является текст. По М.М. Бахтину, где нет текста, там нет и объекта исследования и мышления. Вслед за М.М. Бахтиным, мы понимаем текст широко как любую упорядоче ...

Народная педагогика: пословицы и поговорки
Воспитание детей в семье Воспитание ребенка начинается в люльке. В доме без люльки уюта нет. В доме с детьми тайн не бывает. Мать без детей, что яблоня без цветов. Птица из-за птенцов в силок попадает, человек из-за детей страдает. Чем золотой дворец родичей, лучше дырявый шалаш матери родной. Дом ...

Категории