Система управления образованием в России в конце XVIII в

Теория образования » Развитие системы образования в России в XVIII веке » Система управления образованием в России в конце XVIII в

Страница 2

Именным указом от 18 декабря 1798 г. император Павел I поручил А.И. Васильеву создать необходимую материальную базу для открытия в Петербурге высшего учебного заведения по подготовке врачей. Эта дата считается днем основания Петербургской медико-хирургической академии, которая со временем стала ведущим учебно-научным центром Российской империи по подготовке врачей и развитию медицинской науки. 12 февраля 1799 г. император утвердил доклад А.И. Васильева, в котором были определены главные задачи Медико-хирургической академии. Профессорам, которые 25 лет и более вели преподавательскую работу, назначалась пожизненная пенсия от казны, равная полному штатному жалованью. Хорошая организация дела и достаточное финансирование позволили быстро наладить подготовку врачей. Академия создавалась не на голом месте, а путем преобразования из Петербургского и Кронштадтского медико-хирургических училищ. Срок обучения в медико-хирургической академии составил 4 года. Учащиеся первого и второго классов академии именовались учениками, а третьего и четвертого - студентами. Учащимся двух последних классов присваивались права студентов Московского университета. Руководящим органом Петербургской медико-хирургической академии являлась конференция, первое заседание которой состоялось 20 октября 1800 г. Главная задача конференции состояла в направлении и усовершенствовании медико-хирургического просвещения. Хозяйством академии заведовал эконом. В его распоряжении находились двадцать штатных хозяйственных работников. Надзор за поведением и обучением учащихся осуществлял инспектор. Таким образом, во второй половине XVIII века в связи с потребностью в высококвалифицированных специалистах в разных сферах жизни начали создаваться новые высшие специальные учебные заведения. Был принят Университетский устав, который определял содержание государственной политики в области образования. В документе были определены основные принципы системы образования России – государственное управление (в том числе социальная поддержка), академическое содержание учебных планов и программ, тесная связь образования и воспитания в духе православия, любви к Родине.

Во главе университета был поставлен директор, назначавшийся высочайшим повелением из чиновников и отвечавший за академические, административные и финансовые вопросы. Кроме того, для внешнего наблюдения за университетом и ходатайств перед правительством о его нуждах предусматривались две должности кураторов, также назначавшихся императрицей из числа государственных деятелей. Директор еженедельно созывал общее собрание профессоров, на котором обсуждались все дела, касавшиеся преподавания и студенческой жизни; собранию принадлежали и судебные функции. О высокой автономии университета свидетельствовала подчиненность его только Сенату, исключительная подсудность профессоров «и прочих под университетской протекцией состоящих» лиц университетскому суду, освобождение сотрудников университета от налогов и сборов. Органы управления, согласно первому Университетскому уставу, представляли собой некое сочетание исполнительных и судейских органов в сфере высшего образования. Подобный подход имел ряд недостатков, поскольку один и тот же орган одновременно вел образовательный процесс и налагал ответственность за ненадлежащее исполнение данной функции. В 1884 г. был принят новый Университетский устав, который фактически ликвидировал автономию высших учебных заведений: ректоры, деканы и профессора отныне не избирались, были ограничены права ученых коллегий. Запрещались студенческие организации, устанавливалось наказание за провинность студентов – «отдача их в солдаты». Была введена повышенная учебная плата, что должно было ограничить возможность поступления в университеты. Вся университетская жизнь ставилась под надзор попечителя учебного округа, управление университетами сосредоточивалось в органе управления образованием. Таким образом, для первого периода появления первых высших учебных заведений и определение государственной политики по их управлению характерна жесткая регламентация. Дисциплина и послушание было приоритетным.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Содержание и методы нравственного воспитания младших школьников во внеклассной работе
Нравственное воспитание имеет тенденцию к усилению психологической направленности, к формированию потребности школьника в саморазвитии. Нравственное воспитание в школе включает в себя: Формирование у человека осознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости соотносить своё поведение ...

Чишмай Пшунелов - педагог и просветитель
"Истина - дочь времени ." В том, что это именно так, всякий раз убеждаешься, впервые открывая для себя того или иного общественного деятеля, чье имя еще сравнительно недавно находилось, по тем или иным причинам, под негласным, а порой и официальным запретом, предава­лось незаслуженному за ...

Описание исследования, представление и анализ результатов
Данное исследование проводилось в лицее №1 г.Красноярска в экспериментальном - 8»б» классе, принимавшем участие в реализации проектов «Школы социальной деятельности подростка», начиная с 6-го класса, т.е. фактически третий год обучающийся по методу проектов, и контрольном - 8 «г» классе, который не ...

Категории