Начальный этап зарождения отечественной высшей школы был самым трудным и продолжительным. В нем можно выделить следующие периоды: предыстория высшей школы России, открытие Петербургского академического университета, образование Московского университета, создание Горного училища, образование Медико-хирургической академии. Первый этап занял почти сто лет, его роль трудно переоценить в экономическом, военно-политическом и социально-культурном становлении Российской империи. Благодаря созданию основ образовательной системы, особенно высшей силы, Россия получила интеллектуальную независимость от мировых держав. В XVIII веке отечественные светские высшие учебные заведения подготовили несколько сотен высокообразованных людей. Вместе с тем, главным предназначением первых высших учебных заведений являлась подготовка квалифицированных чиновников для государственной службы. В конце XVIII века Московский университет и Горное училище составляли серьезную конкуренцию специальным военно-учебным заведениям, которые считались ранее наиболее престижными для молодых дворян. Обучение в светских вузах давало возможность разночинной молодежи изменить свой социальный статус через получение классных чинов и офицерских званий. Первые высшие учебные заведения возникли в столицах, что закрепило их роль учебно-научных центров Российской империи.
Благодаря образовательным реформам XVIII века, открытию значительного числа учебных заведений и активному развитию обучения. XVIII век прошел не бесследно в истории русской культуры. Громадная работа мысли и чувства множества, известных и безвестных людей, воплотившаяся в произведениях литературы и искусства, в философских и публицистических сочинениях, в научных исследованиях, создала национальную культуру яркую, сложную, противоречивую и своеобразную. Эта работа продолжала и развивала достижения предыдущего периода, однако многое было преодолено и отброшено, в первую очередь то, что было связано с религиозно – церковным характером средневековья. В XVIII столетии интенсивно шел процесс складывания русской нации, что обусловливало национальное единство культуры, её основные черты и особенности.
Русская национальная культура складывалась в условиях господства феодально-крепостнического строя, в недрах которого назревали капиталистические отношения, в условиях усиления классовой борьбы крепостного крестьянства, что определяло сложность и противоречивость в процессах развития культурно – просветительской деятельности в России. Подчеркивая положительное, передовое в культурном «наследстве» XIII века нельзя забывать и о многих противоречиях – высокие достижения человеческого гения оставались недоступными большинству народа. Тем не менее культурное наследие этого исторического периода трудно переоценить и наша жизнь будет казаться ущербной без произведений литературы и искусства XVIII столетия. Происходит постепенное обмирщение культуры, она становиться светской, это расширило границы и возможности человеческого интеллекта и чувства. Знание освобождалось от средневековой схоластики и провиденциализма, превращалось в науку.
Активная реформаторская деятельность Петра Великого и его дочери Екатерины II способствовала переходы страны на качественно новый уровень развития, Россия становиться сильным государством европейского уровня, с зарождающимися элементами капиталистических отношений, во многом наблюдается преодоление техническо-экономической отсталости. Прогрессивная часть общества, недовольная сложившейся ситуацией, начинает проявлять оппозиционные настроения, что свидетельствует о желании народа высказать свой протест не смотря на крепостнический гнет, который многие годы приучает людей к покорности и терпимости.
Статьи по теме:
Смысл действия умножения
Действие умножения рассматривается как суммирование одинаковых слагаемых. А также умножение – это математическое действие, посредством которого из двух чисел (или величин) получается новое число (или величина), которое (для целых чисел) содержит слагаемым первое число столько раз, сколько единиц во ...
Функции и требования к системе оценивания знаний. Виды оценок
Функции системы оценивания. Прежде всего, попытаемся определить те функции, которые выполняет сегодня система оценивания. Их можно выделить три. · Нормативная функция включает в себя, с одной стороны, фиксирование достижений конкретного учащегося относительно утвержденного государством эталона с те ...
Характеристика программно- методического обеспечения ДОУ по
эстетическому воспитанию дошкольников в процессе ознакомления с народной
игрушкой
В настоящее время разработано достаточно большое количество программ, реализующих или имеющих в своей основе направление эстетического воспитания детей. В некоторых программах идея эстетического воспитания осуществляется через ознакомление детей с произведениями декоративно-прикладного искусства. П ...