На первых занятиях для самостоятельного решения всем детям предлагалась одна и та же задача. После того как дети познакомились с особенностями решения задач каждого вида, методика работы была изменена. На последующих занятиях раздавались индивидуальные карточки, например:
Карточка-задание № 1
1. В доме живут Коля и Наташа. Около дома гуляет только Наташа. Где Коля?
2. На сколько минут ты опоздаешь в школу, если твои часы будут отставать на 10 минут, а ты думаешь, что они спешат на 10 минут, и вышел из дома так, чтобы прийти точно?
3. У Толи на 8 яблок больше, чем у Оли. Сколько яблок должен Толя отдать Оле, чтобы яблок у них стало поровну?
4. Как отмерить 1 л воды, если есть кружки емкостью 5 л и 2 л?
5. Какое слово лишнее и почему:
а) лошадь, корова, волк, кошка, собака;
б) молоко, масло, сало, сливки, простокваша.
6. Нарисуй отдельно простые фигуры, из которых состоит эта фигура:
Наиболее успешно дети справлялись с решением задач логического типа, в которых им был хорошо знаком или материал (числа, геометрические фигуры, конкретные предметы), или операции (анализ признаков геометрических фигур, продолжение последовательности чисел с определенной закономерностью чередования и др.). Задачи, требующие исключительно внутреннего плана действий, установления сложных отношений, перестановки и комбинирования простых элементов, перебора вариантов, решались на первых порах с большим трудом. Однако следует отметить, что именно эти действия особенно заметно прогрессировали в процессе работы.
За время занятий отношение детей к эвристическим задачам, а также к другим заданиям по математике существенно изменилось. Значительно повысился интерес к обучению. Подход к решению любых задач стал более гибким и самостоятельным. Рассуждения стали более последовательными и доказательными. Особенно заметно развился навык учащихся по решению задач, имеющих несколько вариантов правильных ответов, и задач с использованием активного поиска решения методом перебора вариантов отношений.
На наш взгляд, для детей младшего школьного возраста одним из эффективных дидактических средств, способствующих формированию гибкости мышления, являются также дидактические игры, логические и занимательные задачи, головоломки, которые составлены на основе знания законов мышления и в которых догадке как способу решения предшествует тщательный анализ существенных признаков.
Покажем, как мы осуществляем обучение младших школьников приемам умственной деятельности на примере решения задач-головоломок с палочками.
В ходе обучения мы выделили пять последовательных этапов в развитии поисковых действий.
На первом этапе у детей формировалось умение воспринимать задачу (что надо сделать) и в результате практических поисков приходить к решению (составить, видоизменить фигуру), видеть и называть получившиеся геометрические фигуры (квадрат, треугольник, четырехугольник, многоугольник и т.д.), понимать значение слова «общая» по отношению к стороне, «смежная» - для двух фигур, а также значение слова «присоединил», говоря о способе составления.
Для этого можно использовать задачи на составление фигур из палочек. Составить:
1) флажок, лопатку из 5 палочек;
Статьи по теме:
Значение овладения устной речью глухими дошкольниками
Значение устной речи как средства общения с окружающими, базы для овладения языком, условия развития мышления глухих детей раскрыто в работах Ф.А, Рау, Ф.Ф. Рау, В.И. Бельтюкова, К.А. Волковой, Н.Ф. Слезиной, Ж.И. Шиф, Р.М. Боскис и др. Методы формирования устной речи у глухих детей раннего и дошко ...
Взаимосвязь руководителя изостудии с воспитателями групп
Девиз программы «Детство», «Чувствовать – Познавать – Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребенка. Большую роль в пробуждении детей, стимулировании воображений, желания включатся в творческую деятельность, играет линия Познания. В дошкольном возрасте процесса познания ...
Характеристика урока физической
культуры с детьми младшего школьного возраста
Каждый урок физической культуры должен иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют содержание урока, выбор методов, средств обучения и воспитания, способов организации учащихся. На каждом уроке решается, как правило, комплекс взаимосвязанных зад ...