■ Рациональная организация урока.
Преподаватели и мастера производственного обучения придерживаются определенных критериев рациональной организации урока, так как от правильной его организации, уровня гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащегося в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Таблица 1
Критерии рациональной организации урока
№ п/п |
Факторы урока |
Уровни гигиенической рациональной организации урока | ||
рациональное |
недостаточно рациональное |
иррациональное | ||
1 |
Плотность уроков |
не менее 60 % и не более 80 % |
85-90 % |
более 90 % |
2 |
Количество видов учебной деятельности |
4-7 |
2-3 |
1-2 |
3 |
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности |
не более 10 мин. |
11-15 мин. |
более 15 мин. |
4 |
Частота чередования различных видов учебной деятельности |
смена не позже чем через 7-10 мин. |
11-15 мин. |
более 15 мин. |
5 |
Количество видов преподавания |
не менее 3-х |
2 |
1 |
6 |
Чередование видов преподавания |
не позже чем через 10-15 мин. |
15-20 мин. |
не чередуются |
7 |
Наличие эмоциональных разрядок |
2-3 |
1 |
нет |
8 |
Место и длительность применения ТСО |
в соответствии с гигиеническими нормами |
с частичным соблюдением гигиенических норм |
в произвольной форме |
9 |
Чередование позы |
поза чередуется в соответствии с видом работы |
имеются случаи несоответствия позы |
частые несоответствия позы |
10 |
Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток |
на 20 и 35 мин. урока по 1 мин. из 3-х легких упражнений |
1 физкульт-минутка с неправильным содержанием |
отсутствует |
11 |
Психологический климат |
положительные эмоции |
имеются случаи отрицательных эмоций |
преобладают отрицательные эмоции |
12 |
Момент наступления утомления учащегося по снижению учебной активности |
не ранее 40 мин. |
не ранее 35-37 мин. |
до 30 мин. |
Статьи по теме:
Актуальность и условия гуманитарного ориентированного образования
Выработка новых направлений в развитии общей философии образования, в формировании концептуальных основ образования и воспитания невозможны без определения новой, современной парадигмы мировоззрения, которая и должна быть заложена в качестве осевой линии всей системы народного образования и просвещ ...
Организационная структура физического воспитания в школе
Учебный процесс по физическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы строится на основе программы по физической культуре в соответствии с существующими требованиями. Программы составлены по возрастному принципу, а для профессиональных школ — с учетом будущей профессиональной деятельности. П ...
Развитие у школьников интереса к предмету
В настоящее время приходится констатировать факт снижения интереса к учению, к предмету, хотя при этом необходимо учитывать, что с возрастом у ребят появляется избирательность в интересах к отдельным предметам или учебным дисциплинам, это явление плохим не назовешь. Однако общая тенденция снижения ...