■ Рациональная организация урока.
Преподаватели и мастера производственного обучения придерживаются определенных критериев рациональной организации урока, так как от правильной его организации, уровня гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащегося в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Таблица 1
Критерии рациональной организации урока
№ п/п |
Факторы урока |
Уровни гигиенической рациональной организации урока | ||
рациональное |
недостаточно рациональное |
иррациональное | ||
1 |
Плотность уроков |
не менее 60 % и не более 80 % |
85-90 % |
более 90 % |
2 |
Количество видов учебной деятельности |
4-7 |
2-3 |
1-2 |
3 |
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности |
не более 10 мин. |
11-15 мин. |
более 15 мин. |
4 |
Частота чередования различных видов учебной деятельности |
смена не позже чем через 7-10 мин. |
11-15 мин. |
более 15 мин. |
5 |
Количество видов преподавания |
не менее 3-х |
2 |
1 |
6 |
Чередование видов преподавания |
не позже чем через 10-15 мин. |
15-20 мин. |
не чередуются |
7 |
Наличие эмоциональных разрядок |
2-3 |
1 |
нет |
8 |
Место и длительность применения ТСО |
в соответствии с гигиеническими нормами |
с частичным соблюдением гигиенических норм |
в произвольной форме |
9 |
Чередование позы |
поза чередуется в соответствии с видом работы |
имеются случаи несоответствия позы |
частые несоответствия позы |
10 |
Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток |
на 20 и 35 мин. урока по 1 мин. из 3-х легких упражнений |
1 физкульт-минутка с неправильным содержанием |
отсутствует |
11 |
Психологический климат |
положительные эмоции |
имеются случаи отрицательных эмоций |
преобладают отрицательные эмоции |
12 |
Момент наступления утомления учащегося по снижению учебной активности |
не ранее 40 мин. |
не ранее 35-37 мин. |
до 30 мин. |
Статьи по теме:
Гендерная модель «советского детства» на
начальных этапах появления советской власти
Изучение советского детства является перспективным в контексте гендерной методологии. Начало гендерного анализа государственных стратегий в области детства в 1920-30-е годы было положено современными российскими и западными учёными. Однако реконструкция гендерной модели «советского детства» как сис ...
Виды дифференциации
В основу классификации форм дифференциации положены виды дифференциации и уровни ее реализации. Выделяют следующие виды дифференциации. 1-й – микроуровень - его называют уровнем класса, когда различный подход осуществляется к отдельным группам детей внутри класса; этот уровень называется иногда вну ...
Причины развития сенсорной афазии
Несмотря на такое единодушие в понимании клинических особенностей сенсорной афазии, вопрос о первичном нарушении, лежащем в основе симптомокомплекса речевых расстройств, до сих пор остается не вполне ясным. В частности, отсутствует четкость в иерархической отнесенности таких характерных для сенсорн ...