Формы духовного постижения человека и действительности

Страница 9

Другим ценным для педагогической теории и практики свойством искусства является его стремление к совершенству (эстетическому, нравственному), ориентированность на достижение идеала, что имеет непосредственное отношение к творческому педагогическому целеполаганию.

Таким образом, синкретизм, соединение в педагогической деятельности научных и художественно-эстетических методов познания человека и действительности - это действенное условие творческого постижения педагогической реальности с позиций красоты и гуманизма на основе оптимистической веры в высокое предназначение и возможности человека. В своё время М.М. Пришвин писал: «Поэзия - это предчувствие мысли». Вместе с тем Ш.А. Амонашвили, говоря о важности педагогической веры в жизненную Миссию каждого Ребёнка, называет Веру, постулаты которой не поддаются или не всегда поддаются научному доказательству, «предчувствием знания». Нам представляется, что поиски своего рода «ключа» герменевтического понимания (или, выражаясь на традиционном языке науки, «формулы» понимания) следует вести в контексте диалога о предмете педагогического истолкования, который ведут между собой искусство, вера и наука (по B.C. Библеру, «разум эйдетический», «разум причащающий», «разум познающий»).

Выведение на первый план в гуманитарной сфере понятия духовности поднимает вопрос выбора методов, при помощи которых этот феномен может исследоваться на основе герменевтического соединения двух идей: идеи познания и идеи творения. На этот счёт П.Н. Шихирев пишет, что переход к парадигме понимания предполагает сдвиг от количественных методов к качественным; больший акцент на феноменологию; использование достижений психолингвистики; анализ данных включённого наблюдения. Данный ряд обязательно должен быть дополнен обращением к методам искусствоведения и литературоведения.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 

Статьи по теме:

Методические особенности формирования школьников эстетических знаний и умений в процессе изучения технологии обработки природных материалов
У школьников велико стремление к работе в области художественно-трудовой деятельности. Передовые учителя используют это стремление в целях нравственного и эстетического воспитания ребят, планируют на занятиях мероприятия, осуществление которых отвечает детским интересам, внутренним потребностям и п ...

Общие принципы организации дифференцированного обучения
Дифференциация в школе нужна, но организована она, должна быть в соответствии с определенными принципами, которые снимут негативные моменты и повысят эффективность процесса обучения. Какие же это принципы? Два из них наиболее общие: гуманистической ориентации дифференцированного обучения и единства ...

Причины возникновения дезадаптации детей и подростков
Поскольку социальная адаптация – это включение индивида или группы в социальную среду, приспособление их к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации, то социальная дезадаптация детей и подростков – это нарушение процесса социального развития, социализации и ...

Категории