Организация процесса обучения:
- самостоятельное освоение учащимися учебного материала в процессе выполнения проектов по различным традиционным и современным специальностям;
- организация совместных (групповых) видов познавательной деятельности, способствующих формированию умений и навыков самостоятельного критического мышления;
- создание условий для рефлексии (самооценки и взаимооценки) прогнозирования возможных последствий принимаемых решений.
Субъектом и объектом образовательного процесса являются равноправно сотрудничающие учащиеся и педагоги.
Образовательная среда школы включает в себя оснащение мастерскими для столярного дела, лепки из глины, обработки волокнистых веществ и металлов, приготовления пищи, печати и переплета книг; наличие школьного сада.
Результатом образовательного процесса Дьюи считал:
- активность, инициативность, самостоятельность;
- ответственность;
- готовность к планированию собственной познавательной деятельности;
- гибкость мышления;
- настойчивость в достижении результатов;
- готовность исправлять свои ошибки;
- осознание процесса познания (метапознание);
- умение находить компромиссные решения.
В 1896 г. в открытой Дьюи университетской элементарной школе обучалось 16 детей и работало два учителя. Спустя 6 лет в школе насчитывалось 140 учеников, 23 педагога и 10 ассистентов из числа студентов-выпускников. В 1936 г. в работе "Теория чикагского эксперимента" Дьюи писал о том, что в своей школе он стремился разработать в конкретной форме, а не в головах или на бумаге теорию единства знания и делания. Будучи убеждённым, что знание является побочным продуктом деятельности, Дьюи проявлял особый интерес к организации проектной деятельности в школе, стремясь при этом органично соединять педагогику учителя и психологию ученика.
Школа превращалась в активную, личностно значимую жизнедеятельность в настоящем, а не только (и не столько) была подготовкой к взрослой жизни. Дети исследовали окружающий мир, приобретая не только знания, но и овладевая методами их получения и использования. Дьюи создал школу как сообщество исследователей. В "Плане организации университетской начальной школы" (1896) он излагал проект школы, в которой ребёнок мог бы "вырастить себя", реализуя при этом общественные цели. Д. Дьюи успешно осуществил в школе идею программы "От ребёнка - к миру, от мира - к ребёнку", включавшую такие жизненные пространства ребёнка, как семья, школа, улица, район, город, страна, мир.
Характеризуя особенности организации жизни лабораторной школы, Е.Ю. Рогачева пишет, что дети всех возрастов в школе Дьюи посещали вокальные ансамбли, всем группам сообщались успехи учеников из других групп. Половину недельной нагрузки дети старших групп отводили на помощь младшим детям, особенно в создании различных предметов. Учителя в школе Дьюи, ведя детей по пути к неизвестному, старались отталкиваться от уже знакомого им, использовали детское воображение как источник освоения окружающего мира.
В начале своей деятельности весь коллектив школы пытался подбирать наиболее подходящие формы организации школьной жизни.
Как писала Рогачева в своих исследованиях, огромное внимание Джон Дьюи уделял занятиям ручным трудом, имеющим непосредственное отношение к повседневной жизни учащихся. С помощью вопросов учителя и его предложений дети как бы заново изобретали простейшие орудия для прядения шерсти. Эксперименты и открытия продолжались до тех пор, пока ученики не осваивали принципы работы современных ткацких станков. В школе изучали три этапа развития промышленности, оценивали вклад механических приспособлений в обработку сырья и превращение его в одежду. Изучая фабричное производство, они сравнивали простейшие машины с более сложными, исследовали механику и физику, делали математические расчёты. Дети развивали идеи, которые впоследствии применялись в изучении экономики, и она становилась понятной для учеников. Они разбирались в химических процессах, сами готовили сырьё, изучали крашение и учились отпаривать ткани.
Статьи по теме:
Пути развития фонематических процессов у
дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Нарушение произношения звуков, особенно сложное полиморфное, неразрывно связано с недоразвитием фонематического слуха, с несформированностью у дошкольников с ФФН фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звукового анализа ...
Образовательные потребности личности в мотивационно-потребностной сфере
Мотивационно-потребностная сфера - это система определенных мотивов, ценностных ориентацией, обуславливающей его поведение в течении всей жизни. Мотивационная сфера является ведущей в структуру личности и во многом определяет отношение человека к труду и конкретному виду деятельности в частном. Поз ...
Лица с ограниченными возможностями в науке и спорте
Паралимпиада - олимпийские игры инвалидов - в мире считается практически таким же выдающимся событием, как и сама Олимпиада. Возникновение видов спорта, в которых могут участвовать инвалиды, связывают с именем английского нейрохирурга Людвига Гуттмана, который, преодолевая вековые стереотипы по отн ...