Основной целью опытно-поисковой работы является проверка выдвинутой гипотезы. Опытно-поисковая работа осуществлялась в ходе освоения учащимися курса «Технология швейных изделий» и проводилась в несколько последовательных этапов: подготовительный (констатирующий), внедренческий (преобразующий), итогово-формирующий, каждый из которых имел определенную цель и задачи.
Первый этап – подготовительный (констатирующий) – включал: анализ условий, в которых проводилась опытно-поисковая работа, объективных возможностей и ограничений, связанных со спецификой изучаемого предмета, учебным планом и программой; планирование опытно-поисковой работы, постановку и обоснование задач; определение начального уровня сформированности интеллектуальных умений у учащихся. Для получения объективной информации об уровне сформированности творческих умений нами выделены следующие критерии: использование знаний, интеллектуальная активность, самостоятельность, новизна процесса или результата. В процессе диагностирования мы придерживались трехуровневой шкалы, которая имеет качественные и количественные показатели в виде баллов и в виде критериев оценки.
Таблица 1. Показатели сформированности интеллектуальных умений учащихся (нулевой срез)
Группа |
Количество человек |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень | |||
Коли-чество |
% |
Коли-чество |
% |
Коли-чество |
% | ||
ОГ-1 |
32 |
17 |
53,1 |
14 |
43,8 |
1 |
3,1 |
ОГ-2 |
30 |
14 |
46,7 |
16 |
53,3 |
0 |
0,0 |
ОГ-3 |
32 |
19 |
59,4 |
13 |
40,6 |
0 |
0,0 |
ОГ-4 |
28 |
23 |
71,8 |
5 |
15,6 |
0 |
0,0 |
Результаты констатирующего этапа опытно-поисковой работы показали невысокий уровень сформированности интеллектуальных умений учащихся, что обусловлено в значительной степени несовершенством процесса организации учебной деятельности. Было выявлено, что 53,1% учащихся имеют низкий уровень сформированности интеллектуальных умений, лишь 1 человек (3,1%) показал высокий уровень интелллектуальных умений, что позволило нам активизировать деятельность по отбору содержания, форм, методов и средств педагогического воздействия, направленных на поэтапное формирование творческих умений в различных видах учебной деятельности.
Статьи по теме:
Организация коммуникации в учебном процессе
В основе коммуникационного процесса в системе традиционного обучения лежит монолог педагога. Педагог с готовыми знаниями идет к учащемуся и, используя систему поощрений и наказаний, заставляет его принять информацию как необходимую и обязательную. Взаимодействие между участниками образовательного п ...
Школа в представлении Дьюи
Школа, по мысли Дьюи, являлась, прежде всего, общественным институтом. Он считал воспитание и образование основным двигателем общественного прогресса, определяющим фактором социальных преобразований. "В школе жизнь ребенка становится все определяющей целью. Все необходимые средства, содействую ...
Своеобразие восприятия сказочных персонажей художественной литературы
дошкольниками с нарушением интеллекта
В программе воспитания в специализированном детском саду предусмотрено знакомство детей с художественной литературой. Им рассказывают и читают народные сказки и потешки, детские произведения отечественных и зарубежных писателей. Знакомство аномальных детей с художественной литературой является мощн ...