Внедрение и обработка результатов

Страница 3

Сравнительный анализ данных нулевого и контрольного срезов после годового цикла обучения показал положительную динамику уровня сформированности интеллектуальных умений (табл. 3), что свидетельствует об эффективности выделенных педагогических условий.

Число учащихся в группе ОГ-1, повысивших уровень сформированности интеллектуальных умений составило 10 человек (31,3% от общего числа учащихся в группе), в т.ч. у 3 человек был отмечен переход на высокий уровень интеллектуальных умений.

Для проверки гипотезы исследования, а также для качественного доказательства научной обоснованности, объективности и достоверности результатов исследования, полученные данные были подвергнуты обработке методами математической статистики с использованием непараметрического критерия хи-квадрат. Полученное значение х2 =19,23 позволило установить наличие значимых изменений, которые произошли в уровнях сформированности интеллектуальных умений учащихся в результате реализации выделенных педагогических условий, что подтвердило правильность выдвинутой гипотезы.

Таким образом, в процессе опытно-поисковой работы нами подтверждено, что повышение уровня сформированности интеллектуальных умений учащихся обеспечивает целенаправленная организация учебной деятельности учащихся в совокупности с выделенными педагогическими условиями.

Переход к новым социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в обществе, переоценку требований к нему как к профессиональному работнику. Становится необходимым формирование компетентного человека, способного самостоятельно, творчески участвовать в процессах, происходящих в обществе, адаптироваться к изменяющимся условиям. В частности, на первый план выходит необходимость формировать такие качества, как способность принимать самостоятельные решения, умение анализировать ситуацию, творческий подход к решению различных задач.

По мнению ученых, происходит серьезное изменение целей образования, а следовательно, и критериев его эффективности. Не качество знаний и, тем более, не объем усвоенных знаний, а развитие личности, реализация уникальных человеческих возможностей, подготовка к активному участию в прогрессе общества становятся ведущей целью образования.

На передний план, помимо усвоения определенной базы знаний, выдвигается задача целенаправленного формирования интеллектуальных умений, от владения которыми зависит эффективность решения проблемы усвоения новых знаний и их использования в процессе активной преобразовательной деятельности. К числу таковых мы относим умения классифицировать, систематизировать, абстрагировать, обобщать материал с последующей формулировкой выводов, выявлять закономерности. Мы считаем, что владение этими интеллектуальными умениями является гностической основой формирования интеллектуальной компетентности человека.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что дано достаточно полное обоснование проблемы формирования интеллектуальных умений учащихся в процессе учебной деятельности. В то же время в теории педагогики и педагогической практике существует ряд противоречий, которые остались неразрешенными.

Основной целью опытно-поисковой работы является проверка выдвинутой гипотезы. Опытно-поисковая работа осуществлялась в ходе освоения учащимися курса «Технология швейных изделий» и проводилась в несколько последовательных этапов: подготовительный (констатирующий), внедренческий (преобразующий), итогово-формирующий, каждый из которых имел определенную цель и задачи.

Для проверки гипотезы исследования, а также для качественного доказательства научной обоснованности, объективности и достоверности результатов исследования, полученные данные были подвергнуты обработке методами математической статистики с использованием непараметрического критерия хи-квадрат. Полученное значение х2 =19,23 позволило установить наличие значимых изменений, которые произошли в уровнях сформированности интеллектуальных умений учащихся в результате реализации выделенных педагогических условий, что подтвердило правильность выдвинутой гипотезы.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Методические рекомендации по решению задач с помощью определенного интеграла
Часто при изучении интегрального исчисления в школе рассматриваются лишь основные моменты данного раздела: нахождение первообразных функции, вычисление определённых интегралов, отыскание площадей плоских фигур и объёмов тел вращения. Данные вопросы являются базовыми и необходимыми, ведь именно они ...

Выявление актуального уровня сформированности понятия «имя прилагательное» у учащихся третьих классов
Для выявления актуального уровня знаний об имени прилагательном мы решили использовать методику тестирования. На базе лицея № 9 «Лидер» г. Красноярска в феврале 2011 г. у учащихся 3-их классов был проведен констатирующий эксперимент. В соответствии с задачами исследования были выявлены актуальные у ...

Методические особенности основной гимнастики в 5–6 классах
Основная гимнастика широко применяется во всех школьных и дошкольных учреждениях, в средних специальных и высших учебных заведениях и включает несложные упражнения, направленные на общее и всестороннее развитие организма и подготовку для занятий различными видами спорта. Методические особенности ос ...

Категории