Анализ содержания трудового обучения в программах общеобразовательных школ

Страница 1

Вступление России в рыночные отношения (конец 80-х – начало 90-х годов) повлекло за собой существенные изменения в экономической структуре общества, возрождение многоукладности в хозяйственной деятельности населения.

Наряду с государственным и колхозно-кооперативными предприятиями, приходящими в упадок, все большее распространение стали получать фермерские и крестьянские хозяйства.

Перестроечные процессы не замедлили сказаться на содержании трудовой подготовки, а также на состоянии материального, кадрового и финансового положения трудового обучения.

Начался отказ предприятий, некогда бывших базой для трудовой подготовки, от сотрудничества со школами, от участия в решении вопросов трудовой подготовки, профориентации, трудоустройства выпускников школ.

Разработанный и внедренный в практику школ государственный базисный план (1989 г.) значительно снизил статус трудового и профессионального обучения, определив его предметом республиканского подсинения. И, как результат, из школьных учебных планов стали исчезать не только общественно-полезный труд, но и трудовое обучение.

Появились варианты учебных планов, где трудовое обучение отсутствовало вообще. Особенно это было характерно для учебных заведений нового типа: гимназий, лицеев, колледжей и т.д.

С целью устранения разрыва в образовательном пространстве России и связанных с ним негативных тенденций, обеспечения социальной защиты обучаемых, была проведена работа по созданию нового базисного учебного плана, а также соответствующих требованиям времени образовательных стандартов.

Новый базисный план (1993 г.) позволил обеспечить определенный образовательный минимум, обязательный для всех, независимо от типа и вида образовательных учреждений.

В инвариантной его части, координируемой на уровне России, появилась новая образовательная область – «Технология», пришедшая на смену трудовому обучению. Большим преимуществом нового базисного плана над предыдущими явилась заложенная в его основе возможность учитывать в учебном процессе специфику региона учебного заведения, особенности кадрового состава педагогических работников, контингент учащихся, что имеет большое значение в выборе профилей и объема технологического образования.

Как показывает теория и практика, в последние годы отмечается расширение инфраструктуры образовательных учреждений, осуществляющих технологическую подготовку. Создаются технические лицеи, технические школы и т.д., осуществляющие углубленную технологическую подготовку.

Большинство школ Краснодарского края сохраняет ориентацию на подготовку сельских тружеников, в ряде школ продолжают работать ученические производственные бригады, создаются ученические фермерские хозяйства.

Реализация принципа вариативности обучения способствовала разработке и внедрению новых учебных курсов и программ: «Человек – труд – профессия», «Начальная фермерская подготовка», «Сельский дом и семья».

На региональном уровне разработаны и успешно внедряются в практику школ свои варианты программ. Например, «Хозяин (хозяйка) крестьянского двора» (Ставрополь). В некоторых школах применяются авторские программы учителей. Все большее распространение в сельских школах получает предусмотренное программой «Технология» проектная деятельность школьников.

Прежде чем перейти к анализу содержания технологического обучения на современном уровне, следует отметить, что если все предыдущие программы для сельской школы были ориентированы на подготовку выпускников к работе в сфере общественного производства (колхозах и совхозах) и имели достаточно узкую специализацию, то введенные в практику школ после 1992 года программы предназначены для подготовки к деятельности в условиях многоукладного сельского хозяйства, рыночной экономики и с учетом возможностей самореализации личности.

Содержание программы предусматривает подготовку сельских школьников к широкому аспекту видов деятельности, имеющих место в крестьянских и фермерских хозяйствах.

Для новых программ (после 1993 г.) характерно более раннее знакомство детей с элементами агротехники, основами животноводства, сельскохозяйственной техникой, сельскохозяйственными профессиями. В соответствии с ними, уже на 1-ом этапе (1–4 классы) учащиеся овладевают основными умениями, культуры труда, знакомятся с сельскохозяйственным производством, организацией сельскохозяйственного труда.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Совершенствование системы развития социального партнерства в образовании Зеленодольского муниципального района
Проведенный анализ развития социального партнерства в образовании в Зеленодольском муниципальном районе позволяет констатировать, что: 1. Управление образования г. Зеленодольска устанавливают партнёрские отношения с различными субъектами внешней среды на основе комплексного подхода. Причём, значимо ...

Внедрение и обработка результатов
Основной целью опытно-поисковой работы является проверка выдвинутой гипотезы. Опытно-поисковая работа осуществлялась в ходе освоения учащимися курса «Технология швейных изделий» и проводилась в несколько последовательных этапов: подготовительный (констатирующий), внедренческий (преобразующий), итог ...

Первые образовательные учреждения России
Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение в России, существовавшее в Москве с 1687 по 1814. Славяно-греко-латинская академия (первоначально называлась Эллино-греческой академией) - старейшее высшее учебное заведение России. Этот первый в истории страны центр подготовки кадр ...

Категории