Анализ содержания трудового обучения в программах общеобразовательных школ

Страница 2

В программе трудового обучения начальных классов уделено внимание к опытнической работе: дети знакомятся с влиянием различных способов подготовки семян, на их прорастании, сроков посева на урожайность корнеплодов; с оптимальными сроками высадки ягодных культур и т.д.

Включение в программу технического моделирования содействует развитию политехнического кругозора детей, активного интереса к технике, конструированию, техническому творчеству.

С целью ознакомления младших школьников с сельскохозяйственной техникой программа предусматривает изготовление учащимися простейших изделий сельскохозяйственных машин и орудий.

Анализируя программы, мы проследили динамику изменений бюджета учебного времени, отведенного на трудовое обучение младших школьников. Так в период с конца 60-х и до начала 80-х годов количество часов, предназначенных на трудовое обучение, составляло по 210 часов. Во второй половине 80-х годов их количество увеличилось до 270 часов, в связи с переходом на 4-х летнее обучение. Кроме того, 102 часа было предусмотрено программой на общественно-полезный, продуктивный труд.

В 90-е года количество часов, отведенных на трудовое обучение младших школьников, снизилось до 114 часов.

Данные, представленные в приложении, свидетельствуют, что на протяжении исследовательского периода, изменялся и бюджет учебного времени, отведенного на сельскохозяйственный труд.

Так, с конца 60-х и до начала 80-х годов на сельскохозяйственный труд отводилось 40–45 часов. Во второй половине 80-х годов их количество возросло до 76. к тому же часть часов, отведенных на общественно-полезный, продуктивный труд, использовалось в этот период для работы на учебно-опытном участке.

В 90-е годы количество часов, отведенных на сельскохозяйственный труд, снизилось до 20 часов в инвариантной части программы. Кроме того, учителя сельских школ получили право использовать для работы на учебно-опытном участке часы, отведенные на вариативную часть (18 часов), так как программой предусмотрено осуществление выбора вариантов с учетом местных трудовых традиций, особенностей школьной учебно-материальной базы, подготовленности учителя к проведению отдельных видов работ.

В исследуемый период (60–90 годы) на сельскохозяйственный труд отводилось, в среднем, пятая часть часов, предназначенных для трудовой подготовки младших школьников, причем наибольшее количество учебного времени отводилось на сельскохозяйственный труд во второй половине 80-х годов, наименьшее – в 90-х годах.

На основе проведенного анализа мы отмечаем, что в современных программах внимание обучению младших школьников технологии растениеводства уделяется недостаточно. Сам термин «технология» в программе I–III класса по сельскохозяйственному труду не упоминается. Лишь в программе IV класса в разделе «Сельскохозяйственный труд» в теме «Выращивание кукурузы и зерновых культур» при детализации ее упоминается «Технология выращивания кукурузы (подготовка почвы, семян, посев, уход за растениями)» и в теме «Выращивание плодово-ягодных растений» предусматривается изучение вопроса «Технология выращивания посадочного материала».

В вариативной части программы для этого же IV класса в варианте «Сельскохозяйственный труд» определяется необходимость изучения вопроса «Технология рассадного и безрассадного выращивания капусты: подготовка почвы и семян к посеву, посадка рассады, уход за растениями».

Таким образом, программой трудового обучения для I–IV класса предусмотрено с I–IV класса изучение некоторых технологий как совокупности выращивания сельскохозяйственных культур.

В перечне основных требований к знаниям учащихся по сельскохозяйственному труду нет требований к знаниям по технологии выращивания посадочного материала кукурузы, капусты, но имеются требования к знанию названий технологических, сельскохозяйственных машин, которые применяются в данной местности.

На занятиях по сельскохозяйственному труду, начиная с I класса, учащиеся знакомятся с технологией выращивания овощных, ягодных и цветочных декоративных растений, правилами постановки опытов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Значение природного окружения для умственного развития дошкольников
С 90-х годов прошлого столетия идет интенсивное развитие системы непрерывного экологического образования. Особенно бурно оно развивается в начальном звене — дошкольном воспитании. В этот период появилась новая ветвь дошкольной педагогики — экологическое воспитание, занявшее место традиционной метод ...

Внеклассное мероприятие «Все работы хороши»
Цели: расширить, систематизировать знания учащихся о профессиях; обобщить знания по технологии (технология изготовления изделий); прививать интерес к рабочим профессиям, труду. Оборудование: иллюстрации различных видов профессий, конверты с разрезанными картинками строительных сооружений, конверт с ...

Особенности зрительных представлений и восприятия школьников с недоразвитием интеллекта
У детей с недоразвитием интеллекта представления отличаются недифференцированностью, фрагментарностью, расплывчатостью. Произвольное оперирование представлениями нарушено. Анализ и синтез на образном уровне протекают неполноценно. В отсроченных представлениях имеется тенденция к утрате специфичност ...

Категории