Нравственные заветы Древней Руси

Страница 2

Таким образом можно сказать, что в древней Руси выдвигались такие нравственные идеалы как великое чувство – любовь, верность в любови, преданность, умение прощать, добросердечие и невысокомерие ( ведь именно они, по мнению Февронии, необходимы, чтобы излечиться), благочестие, самоотверженность и др. Жизнь Петра и Февронии чистая, светлая, без обмана и хитрости, без лукавства и лжи; они исполняют христианские заповеди; любят друг друга и всех людей. Автор повести наверняка хотел, чтобы эти герои служили людям примером в жизни, в отношении к людям, тогда и они удостоятся божеской милости.

Т.П. Гаврилова отмечает, что «другим нравственным идеалом является преданность своему Отечеству, служение его благу. «Слово…» - это патриотический призыв к объединению русских князей в период, предшествующий татаро-монгольскому нашествию. Автор «Слова о полку Игореве» в своем обращении к князьям призывает их объединиться, чтобы защитить русскую землю от врагов:

«Ингвар и Всеволод,

и все три Мстиславича -

не худого гнезда соколы!

Не по праву побед

добыли себе владения!

Где же ваши золотые шлемы

и копья польские

и щиты?

Загородите полю ворота

своими острыми стрелами

за землю Русскую,

за раны Игоревы,

буйного Святославича!»

«Сила и смелость, верность долгу способны сделать родину непобедимой».

По мнению Громова Н.М., «нет никаких сомнений в том, что "Слово ." написано патриотом своей родной земли. Теплое чувство любви к родине проявляется в том душевном волнении, с которым автор говорит о поражении дружины Игоря, и в том, как он передает плач русских женщин по убитым воинам» :

«На Дунае Ярославнин голос слышится,

кукушкою безвестною рано кукует:

"Полечу, говорит, - кукушкою по Дунаю,

омочу шелковый рукав в Каяле-реке,

утру князю кровавые его раны

на могучем его теле»

По мнению Лихачева Д.С «автором воссоздаются героические характеры русских женщин, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь. Они выражают идею мира, идею дома, подчеркивают созидательное, народное, нравственное начало, противопоставляя мир войне» . Но как ни храбры русские воины, как ни мужественны их предводители, многочисленного врага можно победить только большой, объединенной силой. Выразителем этой идеи в поэме является стольный киевский князь Святослав Всеволодович. В его "золотом слове", "со слезами смешанном", писатель открыто призывает к единению родной земли и прекращению раздоров :

«О дети мои, Игорь и Всеволод!

Рано начали вы Половецкой земле

мечами обиду творить,

а себе славы искать.

Но без чести для себя вы одолели,

без чести для себя кровь поганую пролили.

Ваши храбрые сердца

из крепкого булата скованы

и в отваге закалены.

Что же сотворили вы моей серебряной седине?»

Поэма заканчивается хвалебной песнью князьям и дружине:

«Здравы будьте, князья и дружина,

Борясь за христиан

против нашествий поганых!

Князьям слава и дружине!

Аминь»

И, действительно, история подтвердила, что русские воины — настоящие патриоты, храбрые, верные и стойкие защитники Родины, которые ищут славу не для себя, а для Отечества, которые готовы на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины, желающие сохранять ее характер и культурные особенности, которые готовы подчинить свои интересы интересам страны.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Анализ наблюдений
Разнообразные музыкальные воздействия, которые оказывает на ребенка окружающая среда, несут в себе сложнейший комплекс определенным образом организованных специфических средств выражения. Но на первых этапах эти средства, как и их организация, некоторое время остаются плохо различимыми и семантичес ...

Результаты диагностики мотивационно-потребностной сферы учащихся 9-х классов
Было проведено исследование в г. Березовский Муниципальном образовательном учреждении № 6 При анкетировании участвовало тринадцать человек, девятого класса. Из них – восемь мальчиков и семь девочек. Было проведено два анкетирования. Первое- для учащихся, второе –для их родителей Результаты анкетиро ...

Классификация педагогических технологий
В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи, с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. С этим мнением можно соглас ...

Категории