Данные табл. 2 говорят о том, что резко повысилась познавательная инициативность подростков в ситуации сотрудничества как со сверстниками, так и со взрослым. Но последующие месяцы обучения не привели к изменению этой способности в экспериментальной выборке, что говорит о дефиците средств развития познавательной инициативы в экспериментальных программах. В контрольном классе тенденция подростков самостоятельно доопределять условия задачи с помощью вопросов возросла (правда, статистически незначимо).
Таблица 2
Число детей (в %), задавших своему партнеру хотя бы один вопрос, уточняющий инструкцию
Класс |
% детей, задавших вопросы | |||
сверстнику |
взрослому | |||
Февраль |
Март |
Февраль |
Март | |
Контрольный Экспериментальный |
48 78 |
59 70 |
12 34 |
27 40 |
По критериюc2 различия значимы при р³ |
97,5 |
— |
95,0 |
— |
Любопытная тенденция вырисовывается при сравнении ситуаций сотрудничества с разными партнерами. Мы убедились, что в сотрудничестве со взрослым (доброжелательным, подбадривающим, некритикующим) у всех подростков существенно снижается уровень инициативности. Вслед за Ж. Пиаже мы объясняем этот факт своеобразием нормативных представлений о возрастном разделении функций. В иерархическом, построенном на уважении и послушании взаимодействии со взрослым взрослому отводится роль партнера, самостоятельно, без подсказки делающего все, что нужно в данной ситуации.
Статьи по теме:
Социокультурное значения в качестве образования
Проблема качества товаров и услуг, в том числе и образования, в мире существовала всегда. Однако в последнее время она существенно обострилась во всех сферах жизнедеятельности общества, усилив социокультурное значение образования и вызвав необходимость поиска новых подходов к управлению качеством. ...
Психологические механизмы работы с дезадаптированными детьми и подростками
Как мы уже упоминали ранее, дезадаптация – это неспособность или невозможность индивида приспосабливаться к условиям и требованиям социального окружения. Она обусловлена тем, что в наиболее значимые периоды личностного развития ребенок не сумел использовать механизмы адаптации, соответствующие хара ...
Первые станции юннатов
Юннатское движение прошло сложный путь в своем становлении. В дореволюционной России юннатского движения не было – были отдельные любители природы, не объединенные общими идеями, стремлениями; не было организаций и учреждений, помогавших развивать любовь и интерес к природе у детей и подростков. По ...