Формирование нравственных ценностей − это многогранный процесс, который требует целенаправленного воздействия, нравственного соотношения объективного и субъективного факторов в воспитании, постоянного учета (в формах и методах воспитательной работы) тех изменений, которые происходят в жизни.
Процесс формирования нравственных ценностей осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств.
Большое значение при формировании нравственных ценностей имеет чтение художественной литературы. Чтение художественных произведений в начальных классах является важнейшим источником нравственного воспитания младших школьников. Художественное произведение как образное отражение действительности воздействует на мысли, чувства, воображение детей, оказывает действенное внимание на их поведение. К.Д. Ушинский писал: « .то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении». Читая литературные произведения, школьники учатся разбираться в поведении, мотивах и поступках людей, чувствовать красоту добра, осуждать безобразное, злое. Очень важно обратить внимание детей на проявление не только добра, но и зла, воспитывать у них желание выступать против несправедливости, жестокости, нечестности. Поведение героя литературного произведения для младших школьников нередко служит эталоном, по которому он оценивает поступки товарищей и свои собственные.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Темы, проблемы, узнанные в процессе чтения и обдумывания, глубже проникают в детскую душу, а любимые герои надолго остаются с ребенком. Он переживает за них и вместе с ними, он их любит или отторгает, но в любом случае не остается безучастным. Литература для детей призвана изначально говорить с ребенком о том, что такое идеал и каковы пути его достижения, что такое вечная истина и как ей следовать, что такое ценности истины и что – ложные. Ее задача – научить ребенка думать над происходящим вокруг, анализировать и делать выводы. Она должна развивать его ум и душу.
Можно выделить три основные задачи художественной литературы при ее применении в формировании нравственных ценностей: вызвать положительные нравственные чувства (сопереживание, сочувствие, радость, гордость) или негодование по поводу отрицательных действий и поступков героев рассказа; раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения; представить образ нравственного поведения и вызвать стремление подражать положительному примеру .
Психологические исследования Л.С. Выготского, А.В.Запорожца, Н.С. Лейтеса, А.А.Леонтьева показывают, что младшие школьники умеют устно передать содержание прочитанного, но затрудняются рассказать о собственных впечатлениях, нравственных переживаниях героев художественных произведений .
Формирование нравственных ценностей посредствам изучения художественной литературы опирается, прежде всего, на восприятие текста читателем. В связи с этим важным представляется рассмотрение особенностей восприятия художественной литературы младшими школьниками.
Выделим составляющие процесса восприятия словесного художественного произведения:
Статьи по теме:
Методы совместной работы образовательного учреждения и семьи
Методы воспитания детей в семье – это пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Методы воспитания имеют свою специфику: - влияние на ребенка индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособлено к л ...
Контрольный этап экспериментальной работы по выявлению уровня
развития творческого мышления младших школьников
Цель: Выявление изменения уровня развития творческого мышления и отдельных его черт после проведения обучающего эксперимента учащихся 3 «А» и 3 «Б» классов. Задачи этапа: ü провести диагностики по выявлению изменений уровня развития творческого мышления и отдельных его черт у учащихся 3 «А» и ...
Характеристика положения детей в современной России
Дети являются одной из самых слабозащищенных категорий населения. Положение детей в современной России можно охарактеризовать следующим образом. Главной особенностью социально-демографической характеристики детей можно назвать сокращение численности доли детей и подростков в результате резкого паде ...