Воспитание культуры поведения как одного из аспектов нравственного воспитания

Теория образования » Деятельность классного руководителя по формированию нравственного поведения младших школьников » Воспитание культуры поведения как одного из аспектов нравственного воспитания

Страница 2

Следует воспитывать такие привычки культурного поведения, как:

Привычки к вежливости;

Привычки заботы об окружающих;

Привычки к сдержанности, торможению;

Привычки к точности ;

Привычка к внимательности

Привычки к организованности и т.д.

Выработке привычек культурного поведения способствуют определенные методы и средства:

режим: он вырабатывает привычку к точности, умение сконцентрировать внимание, дисциплинированность, организованность и т.д

убеждение и способы его выражения ( беседа, убеждение словом и делом, внушение, наставление, распоряжение, напоминание, предостережение, пожелание, доверие).

упражнения и ряд приёмов метода упражнения: упражнения в нравственных поступках, требование, показ, тренировка, напоминание, самоконтроль.

Положительный пример - из жизни великих людей, личный пример отца и матери, учителя.

Поощрение - одобрение положительного поступка, выражение доверия к ребёнку, предоставление детям эстетических удовольствий. Мера поощрения должна соответствовать поступку и его мотивам.;

Наказание-замечание, укор, лишение удовольствия, прекращение разговора, изменение отношения к человеку (физические наказания противоречат принципам гуманистической педагогики). Наказание нужно использовать лишь, когда ребёнок осознал недопустимость своего поступка, должно быть справедливым, должно осуществляться на основе принципа единства требований семьи и школы.

Игра. В процессе её легко и свободно создаются положительные отношения к разным привычкам. В каждой игре есть свои правила, которые схожи с требованиями к упражнениям; есть элементы соревнования. Вырабатывается самоконтроль, развивается активность. Игру сопровождают положительные эмоции.

Воспитание сознательной дисциплины - одна из актуальных проблем общественной и школьной жизни. Любое общество требует выполнения установленных норм общественного порядка, исполнение этих норм должно быть сознательным. Дисциплина в воспитательной работе - частично средство воспитания, но это и результат воспитания. Она требует от учащихся добросовестного отношения к своим обязанностям, творчества в труде, сознательного выполнения общественного долга, строгого соблюдения установленного порядка, борьбы за коллективные интересы, за честь своей школы и семьи.

Важную роль в воспитании сознательной дисциплины играет коллектив, в котором отношения строятся на доверии и взаимоуважении. В таком коллективе дисциплина воспринимается как необходимость.

Учитель должен добиваться того, чтобы каждый ученик руководствовался внутренней убеждённостью в необходимости выполнения правильного нравственного поведения.

Дисциплинированность - нравственное качество личности, которое тесно связано с такими волевыми проявлениями, как сдержанность, настойчивость, организованность, умение преодолевать трудности, инициатива.

Показатели дисциплины в классе:

1) наличие убеждения, что дисциплина является основой нормальной жизнедеятельности;

исполнение с готовностью необходимых правил и требований;

самоконтроль за поведением;

4) готовность выполнять необходимую работу (даже неинтересную) в любых обстоятельствах;

5) умение сдерживать себя от недисциплинированных поступков, препятствие нарушения порядка другими лицами.

Воспитание культуры поведения- одна из целей программы "Шаг за шагом"". Данная программа предполагает, что в процессе обучения в начальных классах дети будут играть различные роли, достигая при этом вышеуказанной цели:

как мыслители они будут задумываться над своими действиями и устанавливать связь между уже имеющимися у них знаниями и новой информацией

как слушатели дети будут учиться полностью концентрировать внимание и становиться активной и сопереживающей аудиторией

как партнеры они будут учиться сотрудничать и учитывать противоположные точки зрения

как друзья будут учиться доверять другим и заботиться о них, а также понимать, что от этого зависит и отношение к ним со стороны окружающих.

Учитель ожидает ,что ребенок будет играть все эти роли , и сообщает ему о своих ожиданиях в различных формах.

В главе I мы изучили вопрос, что такое нравственное воспитание, дали определение нравственности и нравственного воспитания, выделили его основные задачи .Нами были выделены виды отношений, которые , в свою очередь, определяют основные направления нравственного воспитания. Мы проанализировали идеи известных ученых по этим вопросам. Далее нами были рассмотрены содержание и методы нравственного воспитания во внеклассной работе, была проанализирована их эффективность. Более детально нами был изучен такой метод нравственного воспитания, как этическая беседа. Последний параграф I главы мы посвятили одному из аспектов нравственного воспитания – культуре поведения, так как о нравственности человека обычно судят по его поведению. Также нами было рассмотрено влияние программы "Шаг за шагом"" на культуру поведения младших школьников.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Особенности применения игрового метода на уроке физической культуры
На уроке физической культуры, особенно в младших классах школы игровой метод физического воспитания применяется главным образом в форме подвижных игр. Подвижные игры следует подбирать такие, которые воспитывают у учеников высокие морально-волевые качества и укрепляют здоровье, оказывают содействие ...

Принципы, методы и приемы экологического образования младших школьников
Построение системы экологического образования с начала 90-х годов базировалось на ряде методологических принципов, сформулированных еще в 80-х годах такими учеными, как С.Н. Глазачев, А. Н. Захлебный, И.Д.Зверев, Е. С. Сластенина, И. Т. Суравегина. Учеными были разработаны специфические принципы эк ...

Юридические основы деятельности детских объединений в Российской Федерации
Конституция Российской Федерации гласит: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в н ...

Категории