Обучение и воспитание детей со сложным дефектом

Теория образования » Дефектология » Обучение и воспитание детей со сложным дефектом

Страница 6

· Коррекционно-компенсаторный процесс следует организовывать на полисенсорной основе, что означает обучение познанию окружающего мира и совершенствование навыков ориентировки в нем с помощью развития нарушенного зрения и сохранных анализаторов: тактильного, слухового, двигательного, вкусового, обонятельного.

· Коррекционно-компенсаторный процесс должен быть максимально сближен с общеразвивающим процессом.

· Компенсацию нарушений зрительной недостаточности необходимо сочетать с развитием психических функций – внимания, памяти, воображения, мышления.

· Необходимо соблюдать последовательность и поэтапность в коррекционно-развивающей работе.

· Следует использовать технические, дидактические, офтальмологические, художественные, литературные и другие средства, позволяющие детям с нарушенным зрением получить полную и объективную информацию об окружающем мире.

Ребёнок черпает первые представления об окружающей его материальной среде с помощью различных анализаторов, при этом слово закрепляет представления, полученные сенсорным путем. Для младших дошкольников слова действительно являются «вторыми оригиналами действительности» (Е.И. Тихеева), а первыми – образы окружающего его мира, т.е. язык, развивается наглядно- действенным путем. Чтобы ребёнок «принял» названия, он должен видеть предметы, с которыми они связаны. «Слово и вещь должны предлагать человеческому уму одновременно, однако, на первом месте – вещь как предмет познания и речи» (Я.А. Коменский). Органы внешних чувств – орудие познания. В развитии речи играют важнейшую роль. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия. Формирование речи неразрывно связано с постижением вещей. И наоборот, окружающая ребёнка действительность – это неисчерпаемый источник, который должен быть использован для обогащения языка.

Ребёнок с дефектами зрения испытывает затруднения при соотнесении слова с обозначаемым предметом. Он способен повторять слова, но, как правило, недостаточно хорошо понимает их значения, что задерживает развитие смысловой стороны речи и мышления. Для детей с нарушением зрения характерны вербальные (словесные, не подкрепленные чувственным опытом) представления. Нарушения в соответствии образа и слова, слова и практического действия можно предупредить, организуя коррекционные занятия, в ходе которых дети будут познавать различные предметы, их качества и свойства на основе двигательно-кинетических ощущений, памяти и речи.

Известно: чем выше чувственный опыт детей с нарушением зрения, тем богаче словарный запас, многообразнее соотнесение слова с объектом предметного мира. Согласно Л. Выготскому, и зрячий, и слепой сами должны активно добавлять знания из реального предметного мира, отходя от голой словесности.

В ходе полисенсорной, предметно-практической деятельности ребёнок учится произносить и запоминать слова, связанные с ней. Только тогда слова начинают жить в реальном окружении и откладываются в сознании и опыте ребенка. Необходимо отметить: речь детей с недостатками зрения выполняет, прежде всего, компенсаторную функцию, которая обеспечивает сферу чувственного познания, а, пользуясь чувственным опытом и словом, ребёнок глубже познает явление и предметы окружающего мира. Именно благодаря этому недостатки зрения не исключают возможности приобретения знаний об окружающем мире.

Таким образом, компенсаторная функция речи как средства познания направлена на активизацию познавательной деятельности, а постепенное накопление предметно-практических знаний обогащает словарь.

Специалисты знают: без индивидуально дифференцированного подхода и специальной коррекционной работы ребенок с проблемами в развитии будет обречен на неуспех. Но ранняя диагностика и психолого-педагогическая коррекция позволяют добиться значительных успехов в развитии речи у детей с дефектами зрения.

Результаты обследования таких детей привели к определению задач, требующих решения.

· Развивать способности понимать речь окружающих людей, расширять ориентировку в пространстве, углублять внимание и интерес к явлениям природы и разнообразным предметам, учить обозначать их словами.

· Формировать перцептивные действия и полисенсорные способы анализа предметного мира.

· На основе активного использования сохранных анализаторов, чувственного и опосредованного восприятия окружающего мира стимулировать остаточное зрение, учить приемам и способам «видения» существенных свойств и качеств предметов (форма, цвет, величина, расположение в пространстве), обозначать их словом, самостоятельно использовать новые слова в речи; побуждать высказывать свои мысли, развивать разговорную речь.Намеченные задачи определили направления работы.

· Организация коррекционно-развивающей среды в группе и кабинете тифлопедагога (периодическая сменяемость зрительно-речевых тренажеров, оформление развивающих тематикой и временем года).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Выявление начального уровня сформированности у учащихся экспериментального класса нравственных ценностей
Экспериментальная работа проводилась на базе 2 «В» класса МОУ СОШ №54 г. Тулы. В эксперименте приняли участие 20 человек. У учащихся диагностировалась сформированность таких нравственных ценностей, как доброта, честность, внимательное и уважительное отношение к другим людям (в том числе и к старшим ...

Состояние социального партнерства в международном и отечественном образовании
Социальное партнерство как новый термин появился в образовании совсем недавно. Изучение литературы показало, что данная проблема получила освещение в работах ученых – Е.В. Ткаченко, И.П. Смирнова, А.М. Новикова, О.Н. Олейникова, Г.В. Мухаметзяновой, Г.И. Ибрагимова и другие. Авторы, под термином «п ...

Музыкальная любительская деятельность, как средство развития творческих способностей
Многообразие видов музыкальной деятельности (пение, музицирование, слушание музыки, ее обсуждение, изображение, сочинение, коллекционирование музыкальной символики, посещение музыкальных мероприятий) обеспечивает разнообразие способов творческого самовыражения личности на занятиях. Это мимические и ...

Категории