Основная задача экономической географии – изучение основных принципов и своеобразия размещения народного хозяйства страны или экономического района, а также хозяйственной деятельности человека.
Урок по экономической географии – это главная форма организации учебно-познавательной деятельности. Он должен быть направлен на формирование у каждого ученика устойчивых навыков в применении изученного материала на формирование их мировоззрения, установление взаимосвязей с другими предметами, свободное владение языком предмета, для описания процессов и явлений. С целью активизации познавательной деятельности на уроках используются разные формы работы:
• индивидуальная,
• коллективная,
• фронтальная.
Важной частью учебного процесса по географии в 9 классе является контроль, учет и оценка достижений учащихся всех компонентов содержания географического образования (знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру), а также оценка динамики личностного развития учащихся (проявление познавательного интереса к предмету, самостоятельность, организованность, умение работать в группе, толерантность).
Задачи науки и её связь с другими дисциплинами.
Проанализировав вышеперечисленные определения разных авторов, можно обобщить, что методика обучения географии – одна из педагогических наук, которая в соответствии с учебно-воспитательными задачами школы разрабатывает учебный предмет – школьный курс географии и изучает закономерности процесса обучения и воспитания учащихся. Данная дисциплина направлена на:
1. Содержание школьной географии;
2. Образовательно-воспитательные задачи географии в школе;
3. Обучающую деятельность учителя;
4. Научную деятельность ученика;
5. Воспитание и развитие учащихся в процессе обучения географии.
При разработке теории обучения и воспитания, методика опирается на методологию и содержание научной географии, достижения всех отраслей педагогики и педагогической психологии. Исследуя закономерности обучения и воспитания учащихся, методика обогащает практику преподавания и оказывает учителям помощь в повышении качества учебной и воспитательной работы. Конкретно эта помощь практике выражается (задачи методики обучения географии):
1. В раскрытии значения и задач географии в системе общего образования, трудового, нравственного и эстетического воспитания, и формирования научного мировоззрения учащихся.
2. В научном анализе и совершенствовании содержания курсов школьной географии.
3. В вооружении учителя научно обоснованными и практически проверенными знаниями.
4. В разработке форм организации обучения.
5. В раскрытии наиболее рациональных способов обучения ученика и его развития.
6. В разработке требований к учебникам, хрестоматиям и книгам для внеклассного чтения по географии.
7. В разработке учебного оборудования для географии и методики его использования.
8. В ознакомлении учителя с формами, содержанием и методами краеведческой и внеклассной работы.
Методика географии не только устанавливает принципы и методы, которые способствуют повышению качества учебной и воспитательной работы, но и раскрывает пути преодоления затруднений в обучении географии.
В своих исследованиях методика обучения экономической географии исходит из общих закономерностей и положений, установленных дидактикой. Вместе с тем, положения и закономерности, исследуемые методикой обучения географии, (например об особенностях обучения ученика и обучающей деятельности учителя), обогащают дидактику и в определённой мере оказывают положительное влияние на ее дальнейшее развитие. Например, основные положения методики использования географических карт в обучении прочно вошли в основы дидактики. В разработке теории воспитывающего обучения, методика также опирается на общие закономерности теории воспитания, которые в каждом учебном предмете имеют свою специфику (например, теорией воспитания разработаны основы формирования научного мировоззрения). Опираясь на общее, методика географии разрабатывает особенное, вытекающее из специфики содержания учебного предмета. Основные положения о формировании правильного научного понимания всеобщих связей в природе (например, разработанные общей теорией воспитания), в методике географии получают свой специфический аспект – у учащихся формируются знания о законе целостности и неразрывности географической оболочки.
Статьи по теме:
Основы изучения имени прилагательного в начальной школе
Лингвистические основы изучения имени прилагательного В многочисленных трудах по морфологии русского языка наблюдаются различия в трактовке имени прилагательного как части речи. Авторы “Русской грамматики” дают такое определение: “Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая непроцессуальный п ...
Виды девиантного поведения
Девиантное поведение подразделяют на две большие группы - это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии; - это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и, особенно, правовые нормы. Когда такие поступк ...
Анализ и интерпретация результатов исследования
Приведем результаты диагностики оценки уровня развития произвольного внимания детей дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной подгруппах Таблица 3 - Участники подгруппы №1 (экспериментальная группа) Участник группы развития № п/п Результаты диагностики оценки уровня развития произвольн ...